Карьерные экскаваторы
Карьерный экскаватор
Содержание
Карьерный экскаватор принадлежит к категории крупной спецтехники, предназначенной для работы с большими объемами материалов (грунта, щебня и др.). В том виде, в котором такая техника известна сейчас, она появилась в 1936 г., когда американская горнодобывающая отрасль активно развивалась и нуждалась в больших высокопроизводительных машинах, способных передвигаться по карьеру. Многие виды полезных ископаемых и в настоящее время добываются открытым способом. Это обуславливает востребованность и активное использование карьерных экскаваторов.
Сферы применения
Такие машины применяются на открытых площадках следующих типов:
- горнодобывающих и карьерных – при добыче угля, разработке рудных и нерудных месторождений, в цветной и черной металлургии;
- строительных и дорожно-строительных – при подготовке места под возведение крупных зданий, прокладке магистралей и шоссе.
Основные виды работ, которые выполняют с помощью карьерного экскаватора:
- копание и извлечение материалов (угля, руды, грунта и т. п.);
- расчистка участков;
- перемещение материалов по горизонтальной плоскости;
- погрузка материалов на транспорт с целью последующей перевозки.
Применение карьерных экскаваторов уместно везде, где требуется выполнить крупный объем работ. В противном случае используются машины из категорий средней или малогабаритной техники.
Принцип работы
Карьерные экскаваторы являются гусеничными, что обеспечивает их способность свободно перемещаться по местности с различным рельефом, в т. ч. по холмистым и пересеченным участкам, выступам карьеров и др. Основным рабочим элементом такой техники является ковш. Его конструкция может варьироваться в зависимости от типа выполняемых задач. Рабочий цикл машины состоит из двух базовых этапов:
- непосредственного копания;
- перемещения материала к месту отвала либо к точке погрузки.
В зависимости от типа выполняемых работ, гусеничный карьерный экскаватор может оснащаться разноплановым навесным оборудованием.
Особенности конструкции
Конструкция карьерного экскаватора включает в себя следующие базовые элементы:
- кузов,
- стрелу,
- поворотную платформу,
- нижнюю раму,
- двуногую стойку,
- ковш,
- гусеничные рамы,
- рукоять.
Для изготовления конструктивных элементов применяется высокопрочная сталь, что обуславливает их устойчивость к нагрузкам. Такая техника способна выполнять масштабные объемы работ при широком диапазоне внешних температур.
Надежность и выносливость карьерных экскаваторов также обуславливаются конструктивными решениями, среди которых:
- специализированные механизмы торможения дна ковша, которые уменьшают колебания днища, предотвращают его удары о рукоять или корпус;
- применение в подвеске ковша уравнительного блока, что уменьшает нагрузку на стрелу в процессе выполнения работ;
- полублоки, закрепленные на балке рукояти, что повышает выносливость последней и ее устойчивость к нагрузкам.
Рабочие инструменты
Для расширения функциональности гусеничные карьерные экскаваторы комплектуются навесным оборудованием. К его наиболее популярным разновидностям относятся:
- грейфер. Он представляет собой разновидность ковша, который состоит из двух челюстеобразных элементов. Благодаря такой конструкции грейфер может создавать узкие ямы в грунте, изымать из них почву без расширения стенок. Подобные ковши также подходят и для погрузочно-разгрузочных манипуляций;
- кран. С его помощью осуществляется перемещение грузов, что избавляет от необходимости комплектовать площадку дополнительным грузоподъемным оборудованием;
- драглайн. Данный элемент предусматривает соединение каната и стрелы гибким сцеплением и используется при выполнении карьерных работ, реже – при очистке водоемов, в строительстве;
- прямая лопата. Она представляет собой разновидность ковша, который отличается откидывающимся днищем. Предусмотрены также засов и сменные зубья. По типу рукояти прямые лопаты бывают одно- и двухбалочными;
- обратная лопата. Такое оборудование состоит из стрелы, ковша, стойки и рукояти. Ковш прикрепляется к рукояти, которая фиксируется к стойке. При натяжении каната рукоять двигается против часовой стрелки, вследствие чего ковш погружается в грунт.
Технические характеристики
Основной характеристикой карьерного экскаватора является емкость его ковша. В зависимости от модели она может достигать 50 м3. Чем больше вместительность, тем выше производительность экскаватора, поскольку возрастает объем грузов, которые он способен перемесить за один раз. Кроме того, имеют значение следующие характеристики данной техники:
- длина стрелы – до 55 м;
- скорость перемещения экскаватора – до 2,5 км/ч;
- рабочий цикл – порядка 50 с;
- ширина гусеницы – до 24 м;
- радиус черпания и выгрузки – до 24 м;
- радиус копания и зачистки – до 30 и 20,4 м соответственно;
- высота разгрузки и копания – до 24 и 21 м соответственно;
- давление на грунт – до 0,42 МПа.
Классификация (виды)
По нормативным документам РФ различают следующие разновидности карьерных экскаваторов.
- ЭКГ. Это гусеничная техника, ковш которой поднимается с помощью канатов. Машина широко используется для проведения строительных и карьерных работ.
- ЭГ. Подъем ковша у таких гусеничных экскаваторов осуществляется с помощью гидравлического механизма.
- ЭГО. Данной аббревиатурой маркируются экскаваторы с обратной лопатой.
- ЭДГ. Такие экскаваторы укомплектованы драглайном.
- ЭКР. Это рельсово-шагающий или гусеничный экскаватор роторного типа, укомплектованный несколькими ковшами.
- ЭКГВ. Он представляет собой универсальный гидравлический экскаватор с одним ковшом, приводимым в движение посредством гидросистемы.
Есть также и другие варианты классификации карьерных экскаваторов:
- по количеству гусениц – 2, 4 либо 8;
- типу привода – гидравлический, механический, электрический, гидромеханический;
- типу рабочего цикла – циклические и непрерывные;
- углу вращения – полно- и неполноповоротные.
Зарубежная классификация такой спецтехники отличается от российской.
Правила выбора
При выборе гусеничных карьерных экскаваторов отталкиваются от следующих базовых факторов:
- мощности техники;
- количества ковшей;
- условий эксплуатации.
Мощность и количество ковшей напрямую определяют производительность машины, т. е. объем работ, который она способна сделать за определенный временной промежуток. От условий эксплуатации (карьер, городская застройка, стройплощадка и т. п.) зависят тип привода и другие конструктивные особенности оптимальной модели.
Карьерные экскаваторы Cat®
Известный американский производитель спецтехники – компания Caterpillar – выпускает карьерные гусеничные экскаваторы, рассчитанные на самые жесткие условия эксплуатации. Машины Cat отвечают повышенным требованиям в плане выносливости и надежности, отличаются экономичным расходом топлива, обеспечивают комфортные условия для оператора. Увеличенная вместительность ковша позволяет повысить производительность. Использование такой техники помогает уменьшить себестоимость выполнения горнодобывающих, строительных и других работ.
Популярные модели
6015B. Полная мощность такого экскаватора составляет 606 кВт, масса – 140 тонн, а вместимость ковша – 8,1 м3. Это новая гидравлическая модель для горной разработки. Экскаватор 6015B перемещает более значительные объемы материала при меньших расходах.
Техника данной модели комплектуется самыми мощными в своем классе двигателями, что позволяет сократить рабочий цикл. Кроме этого, увеличены габариты стандартного ковша относительно модели 5110В, оптимизирована загрузка на фирменные самосвалы Cat. Повышение эффективности также достигается за счет плавающей стрелы, способной регенерировать масло в своем контуре (это снижает нагрузку на мотор), рекуперации энергии поворотного механизма, фирменных интегрированных технологий управления и др.
6020B. Полная мощность данной модели составляет 778 кВт, масса – 224 тонны, а вместимость ковша – 12 м3. Это карьерный гусеничный экскаватор, характеризующийся простотой, долговечностью и надежностью.
Он разработан инженерами Caterpillar с нуля, с учетом потребности пользователей в технике, которая отличалась бы простотой в эксплуатации. Машина 6020B имеет модульную конструкцию и характеризуется легкостью в сборке, обслуживании и управлении. Процесс обучения занимает сравнительно мало времени, а работы выполняются эффективно и безопасно. Техника 6020B имеет лучшую в своем классе эффективность, что достигнуто посредством технологии распределения потока отдельного насоса. Кабина обладает современной конструкцией и планировкой, обеспечивает улучшенную обзорность.
6040/6040FS. Полная мощность такого карьерного экскаватора составляет 1516 кВт, масса – 407 тонн, а вместимость ковша – 22 м3. Данная модель стала эталоном надежности, выносливости и долговечности в категории гидравлической техники. В экскаваторах 6040/6040FS увеличено время безотказного функционирования, что достигается за счет обновленной конструкции ходовой части.
Стандартные характеристики такой спецтехники разработаны согласно принципам MDG 15 и 41, что позволило повысить безопасность выполнения задач. В комплексе с наличием проверенных функций, например TriPower для FS, системой CAMP и полностью независимой масляной системой охлаждения, все это делает машины 6040/6040FS флагманами в линейке гидравлических карьерных экскаваторов Cat.
Самые большие карьерные экскаваторы
Карьерный экскаватор — это крупногабаритная техника, которая способна на длительную работу и выполнение нескольких задач. Поэтому для проведения землеройных работ в карьерах применяют данную машину.
Для чего предназначен карьерный экскаватор
Существует несколько видов такой техники, подходящей для выполнения следующих работ:
- Выемка ископаемых материалов во время разработки цельных массивов.
- Разработка грунтов.
- Вскрытие поверхности земли.
- Выгрузка сыпучих материалов.
Тот или иной тип крупного карьерного экскаватора имеет чашеобразную емкость с зубцами, которые позволяют черпать землю и породы.
Под данным видом техники принято понимать большую самоходную машину, способную передвигаться в горной местности. Интенсивная эксплуатация и возможность применять агрегат в разном климате или погодных условиях — вот главные преимущества карьерного экскаватора.
Основные характеристики машины:
- Состоит техника из трех частей: силовой, ходовой и рабочей.
- В конструкцию входят стрела, на которую установлен подвижный ковш, кузов на поворотной платформе, нижняя передвижная рама.
- Экскаватор может перемещаться по неровной поверхности, скалам и уступам.
- Дополнительно, в основном по желанию самого экскаваторщика, на машину может устанавливаться электрический привод и системы безопасности.
Техника подобного типа применяется в таких сферах, как:
- Угольная промышленность.
- Разработка рудных бассейнов.
- Черная и цветная металлургия.
- Дорожное строительство.
- Магистральное строительство.
Модели карьерных экскаваторов отличаются не только фирмами-производителями, но и другими параметрами, на которые обязательно надо обращать внимание при покупке техники.
Виды карьерных экскаваторов
Рассмотрим различные виды экскаваторов карьерного типа. Основные различия состоят в том, какой тип ходового устройства применяется на машине, какой использован навесной механизм и вид мотора.
Можно выделить несколько модификаций карьерного экскаватора.
Первый вид — гусеничные или ЭКГ, на которых устанавливаются по одному ковшу. Предназначен экскаватор карьерный гусеничный для цикличного действия, передвигается на гусеничном шасси. На моделях устанавливаются электромеханический или дизельный вид привода. В ковш может поместиться до 50 м³ породы или грунта. ЭКГ принято использовать для того, чтобы разрабатывать грунты от 1 до 4 категории, копать супесь, глину, песок, черпать разрушенные породы и руды, насыпать щебень, выкапывать котлованы под здания различного функционального значения.
К основным преимуществам ЭКГ относятся простота в управлении, высокий уровень производительности, экономичное использование топлива. Также ЭКГ не оказывает высокого давления на почву, что помогает ему прочно стоять на грунте. Крупнейший экскаватор — БелАЗ 75710 и МАЗ. БелАЗ — это самый большой самосвал в мире, а МАЗы различной модификации ценятся за высокую производительность и длительную эксплуатацию.
Второй тип — карьерные роторные экскаваторы, под которыми принято понимать выемочно-погрузочную машину непрерывного действия. На роторных экскаваторах устанавливаются рельсово-шагающая или гусеничная ходовая часть, механический или комбинированный привод. Отличается техника от других типов карьерных экскаваторов тем, что на стреле устанавливается специальное роторное колесо. Объем экскаваторного ковша может достигать 12,5 тыс. л. Применяются роторные экскаваторы для добычи угля, удаления пород в отвал, для создания траншей, чтобы прокладывать трубы и трубопроводные коммуникации, создания контуров вокруг котлованов, выемки разных пород и пластов полезных ископаемых, разработки каналов. К достоинствам стоит отнести то, что ковш дает возможность проводить поперечное и радиальное копание, создавая протяженные участки.
Третий тип — карьерные гидравлические экскаваторы. Они относятся к типу универсальной техники, на которой стоит один ковш, способный опрокидываться фронтально. Ковш может быть и челюстным. Элементы ковша, объем которого составляет 50 м³, в движение приводятся при помощи системы гидравлических цилиндров и насосов высокого давления. Передвигается машина на гусеничной ленте.
Применяют гидравлические экскаваторы для рытья котлованов, создания отвесных стен в ямах, выгрузки и погрузки мелких кусков пород и материалов, для возведения гражданских и промышленных объектов, для зачистки скальных пород и грунтов. Обладает высокой способностью к работе в стесненных условиях, подходит для работ в районах с нестабильным грунтом, где нужно проводить экскаваторную разработку. На моделях гидравлических машин устанавливается обычно бесступенчатое регулирование скоростей.
Самые крупные
Одной из самых больших и востребованных на российском строительном рынке является модель карьерного гусеничного экскаватора ЭКГ-15.
Эта модель подходит для выполнения следующего спектра работ:
- Разработка и вскрытие пород.
- Вскрытие пород, которые покрывают полезные ископаемые.
- Устранение отвалов, меловых и кварцевых наслоений.
- Прохождение широких, так называемых зарезанных траншей.
- Выгрузка пород в прицепы и вагоны.
Весит самый большой агрегат ЭКГ-15 около 672 т, имеет вместимость ковша до 15 м³, протяженность стрелы составляет 18 м, высота копания равна 16,4 м, а радиус копания — 22,6 м.
Перед тем как выбрать самый лучший и надежный механизм данного типа, стоит хорошо изучить его технические характеристики и обратить внимание на следующие нюансы:
- Условия, в которых можно применять технику.
- Производительная мощность.
- Количество ковшей.
- Ходовая часть.
- Особенности управления.
Чаще всего покупают карьерные машины гусеничного типа, поскольку они обладают высокой производительностью, способны стоять на подвижном грунте, обладают оптимальным весом, который правильно распределяется по поверхности земли. Внимание при выборе машины надо обратить на продукции компаний МАЗ, БелАЗ, Хюндай, ОМЗ, Уралмаш, Карстяжмаш, Caterpillar, Komatsu.
Виды и характеристики карьерных экскаваторов
Карьерный экскаватор – это класс крупногабаритной землеройной спецтехники, широко используемый для добычи полезных ископаемых в карьерах, наряду с карьерными самосвалами. Его конструкция специально разработана для функционирования на открытых пространствах при любых погодных условиях. Он перемещается на гусеничном ходу, чтобы легко преодолевать уступы карьера, а копание грунта и перемещение добытой породы осуществляется с помощью ковша.
Применение карьерного экскаватора
Предок современного экскаватора был изобретен в Америке в конце XIX века, но его конструкция уходит корнями в Древний Египет. Но в том виде, в котором этот вид техники известен сейчас, он появился в 1936 году. В то время американская горнодобывающая промышленность переживала свой расцвет, поэтому срочно требовались большие машины, способные справляться с большим объемом работы и перемещаться по карьеру, минуя препятствия.
Поскольку полезные ископаемые до сих пор добываются преимущественно открытым способом, этот вид техники востребован и сегодня.
Карьерный транспорт – это крупногабаритная техника, предназначенная для работы с большими объемами грунта. Она разработана специально для горнодобывающей промышленности.
Применение этого вида техники требуется для разработки месторождений, перемещения грунта к месту отвала и погрузке добытых полезных ископаемых в машины для транспортировки. Он используется в следующих сферах:
- прокладка дорог и магистралей;
- черная и цветная металлургия;
- добыча угля;
- разработка месторождений рудных и нерудных ископаемых.
Если объем работ небольшой, то используется машина с небольшими габаритами – мини-экскаватор.
Виды карьерных экскаваторов
Маркировка зарубежных и отечественных производителей подобных экскаваторов имеет свои различия. По российским нормативным документам такие машины должны маркироваться по следующей схеме:
- Карьерный экскаватор ЭКГ – это техника на гусеничном ходу, ковш поднимается канатным способом.
- ЭГ – как и предыдущий вид, этот экскаватор тоже на гусеничном ходу, но у него установлен гидравлический механизм поднятия ковша.
- ЭГО – техника, на которой установлена обратная лопата.
- ЭДГ – экскаватор на гусеничном ходу, предназначенный для карьерных работ, на котором в качестве навесного инструмента размещен драглайн.
Экскаватор ЭКГ – это техника с одним ковшом, может использоваться в строительстве для рытья котлованов. Основными его достоинствами являются экономичный расход топлива, простота в эксплуатации, маневренность, высокая производительность. Кроме вышеперечисленных, существуют еще ЭКР и ЭКГВ.
ЭКР – это роторный экскаватор, машина на гусеничном или рельсово-шагающем ходу с несколькими ковшами. Помимо разработки месторождений и добычи угля, он используется для рытья траншей под трубопровод и оконтуривания котлованов. Он чаще используется для однотипных задач на протяженных рабочих областях. Его главные плюсы – хорошая устойчивость и возможность рытья как радиальным, так и поперечным образом.
ЭКГВ – это гидравлический экскаватор. Это универсальная машина с одним ковшом, который приводится в движение системой гидравлических цилиндров и насосов. Он широко применяется в строительстве как гражданских, так и военных объектов, рытье ям, зачистных операциях в котлованах, удалении скальных грунтов. Это надежная техника, не наносящая вреда окружающей среде. Одним из ее плюсов является возможность работы в тесных условиях.
Дополнительные классификации
Есть несколько характеристик, по которым можно осуществлять классификацию этого вида карьерной техники:
- Они различаются по числу гусениц, которых может быть две, четыре или восемь.
- В них может быть установлен привод: механический, гидравлический, смешанный (гидромеханический) или электрический.
- Большая часть моделей оснащена электрическим двигателем, но иногда встречаются дизельный или смешанный вариант.
- По углу вращения эта карьерная техника делится на полноповоротную и неполноповоротную.
- По типу рабочего цикла они подразделяются на непрерывные и циклические виды.
Принцип работы карьерного транспорта
Рабочий цикл карьерного экскаватора состоит из двух действий:
- копка земли;
- транспортировка грунта в место отвала или к технике, предназначенной для его вывоза.
На характер работ влияет, какой тип навесного оборудования размещен на экскаваторе. Это может быть грейфер, драглайн, кран, прямая или обратная лопата:
- Грейфер – это вид ковша, состоящий из пары «челюстей». Такая конструкция позволяет ему проделывать узкие ямы в земле и вытаскивать из них грунт без расширения стенок. Могут использоваться также для погрузочно-разгрузочных работ.
- Драглайн – это конструкция, где стрела и канат соединены между собой гибким сцеплением канатного типа. Используется в основном в карьерных работах, иногда может применяться в строительстве для рытья или очистки водоемов.
- Кран – предназначен для перемещения грузов.
- Прямая лопата – это вид ковша, у которого днище способно откидываться. На нем также есть сменные зубья и засов. В зависимости от рукояти он делится на однобалочные и двубалочные. Стрела представляет собой стальную конструкцию из стали.
- Обратная лопата – инструмент, состоящий из ковша, стрелы, рукояти и стойки. Рукоять монтируется к стойке, а ковш закреплен на ней. Когда канат подтягивается, рукоять совершает движения против часовой стрелки, а ковш попадает в землю.
Особенности устройства карьерного экскаватора
Конструкция экскаватора условно делится на три области (ходовую, рабочую и силовую) и включает в себя следующие элементы:
- ковш;
- кузов;
- стрела;
- поворотная платформа;
- рукоять;
- нижняя рама;
- гусеничная рама;
- двуногая стойка.
Такая конструкция позволяет машине легко перемещаться по неровным поверхностям и преодолевать препятствия без риска перевернуться. Некоторые модели могут быть дополнительно оснащены индивидуальными электроприводами, иметь систему контроля и безопасности.
Технические параметры карьерных экскаваторов
Технические характеристики этого вида карьерной техники напрямую влияют на объем работ, который она может выполнить.
Самым важным параметром является вместимость ковша, которая в некоторых моделях может достигать 50 кубических метров. Чем выше значение этой характеристики, тем больший объем груза машина способна перемещать. Чем больше стрела (она может достигать 55 метров в длину), тем выше могут быть стены карьера.
Помимо вышеуказанного, экскаватор обладает следующими параметрами:
- самые быстроходные модели перемещаются со скоростью 2,5 км/ч.;
- ширина гусеницы может составлять до 24 метров;
- рабочий цикл длится 50 секунд;
- экскаватор давит на грунт с силой до 0,42 МПа;
- радиус черпания и разгрузки составляет 24 метра;
- высота разгрузки может составлять 24 метра, а высота копания – до 21 метра;
- максимальный радиус копания равен 30 метрам, а радиус зачистки – 20,4 метра.
Правила выбора карьерного экскаватора
Карьерный экскаватор – это один из самых востребованных видов техники, когда речь идет о задачах, связанных с большим объемом земельных работ. Его широко используют в областях открытой выработки.
Именно эта техника влияет на то, с какой скоростью будет продвигаться работа. То есть она отвечает за интенсивность разработки месторождений. А объем и качество добытых полезных ископаемых, в свою очередь, влияют на российскую экономику.
С учетом всего вышесказанного, нетрудно понять, почему выбирать карьерный транспорт нужно с умом.
Чтобы определить, какая техника нужна для работ, обращают внимание на следующие факторы:
- условия, в которых она будет эксплуатироваться;
- мощность машины;
- число ковшей.
Если горнодобывающие работы будут вестись на земле со слабой несущей способностью, стоит сделать выбор в пользу гусеничного экскаватора. Конструкция этой машины такова, что ее масса равномерно распределена по поверхности. Благодаря этому она легко преодолевает различные препятствия.
Этот вид техники отличается большой надежностью и приспособлен к работе в любых климатических условиях в любое время года. Для удобства и комфорта операторов все современные модели оснащены специальной климатической аппаратурой.
В условиях густых застроек, например, в черте города, с работой лучше справятся пневмоколесные экскаваторы. Это машины с небольшими габаритами, довольно быстрые и маневренные, чтобы свободно перемещаться между зданиями. При передвижении они не повреждают дорожное покрытие и не оставляют вмятины и ямы в грунте.
Для разработки месторождений этот тип экскаватора почти не используется, так как обладает низкой проходимостью и не способен преодолевать серьезные препятствия.
Видео по теме: Тест-драйв экскаватора ЭКГ-5А
Карьерные экскаваторы. Перспективы
Обзор российского рынка
Новые ижорские машины
В середине октября в Санкт-Петербурге на круглом столе «Горная техника Корпорации ОМЗ – эффективное решение для вашего бизнеса» Ижорский завод (Объединенные машиностроительные заводы – ОМЗ, Группа «Уралмаш–Ижора») представил новую, пока только планируемую к производству линейку карьерных экскаваторов. На горнодобывающих предприятиях в странах СНГ и за рубежом специалисты хорошо знакомы с продукцией завода.
Речь идет в первую очередь об ЭКГ-8И и модификациях, а также ЭКГ-12,5. С конца 1980-х завод поставил большое число ЭКГ-10 и ЭКГ-15 и их модификаций, и производство новых машин явилось логичным следствием модернизации устаревших моделей. Основными отличительными особенностями ижорских механических лопат были и остаются двухсекционная шарнирно-сочлененная стрела, разгруженная от кручения рукоять круглого сечения, канатный напор. Долгий период времени Ижорский завод придерживался идеи производства двух базовых моделей экскаваторов и их модификаций с удлиненным рабочим оборудованием. Новая линейка включает уже три базовые модели, и каждая может быть исполнена с разными вариантами рабочего оборудования, т. е. по классической схеме Ижорского завода с канатным напором и сочлененной двухсекционной стрелой, а также с реечным напором с двухбалочной рукоятью и цельной стрелой. Следует отметить, что такая концепция является довольно смелой.
А что на рынке?
Если сравнивать продукцию основных конкурентов и мировых лидеров отрасли компании Bucyrus и P&H, можно отметить следующее. Bucyrus тоже предлагает механические лопаты как с канатным напором, так и с реечным. Такое разделение конструкций явилось во многом следствием слияния Marion и Bucyrus. Однако последняя производит модели без вариации исполнения.
Легкие модели выпускаются с реечным напором, тяжелые – с канатным и коленчато-рычажным напором. P&H выпускает механические лопаты только с реечным напором. Конечно, вопрос установки на базовую модель различного рабочего оборудования можно отнести к разряду вполне решаемых конструктивных задач. Дело в том, что на самих горнодобывающих предприятиях присутствуют сторонники каждого вида рабочего оборудования.
Уралмаш, также входящий в ОМЗ, продолжает выпуск очень востребованного до сих пор ЭКГ-5А, и эти машины наряду с ЭКГ-4,6Б и ЭКГ-8И составляют основную массу экскаваторной техники на постсоветском пространстве. Завод предлагает и относительно новую перспективную модель ЭКГ-12 (14) с реечным напором и готов поставлять уже хорошо известные ЭКГ-20А. Жесткая двухбалочная рукоять уральских экскаваторов хорошо подходит для разработки тяжелых скальных забоев с большими кусками взорванной скальной массы. Возможны различные модификации: использование встроенных пневмоударных зубьев ковша, установка удлиненного рабочего оборудования, установка первичного дизельного двигателя.
Ранее Уралмаш и Ижорский завод не перекрывали по типоразмерам свои модельные ряды. Как руководство ОМЗ в дальнейшем построит совместную работу обоих заводов, пока не известно. Вполне возможно, что заводы станут жестко конкурировать на рынке уже в ближайшем будущем.
Названия моделей экскаваторов новой линейки Ижорского завода увязываются с грузоподъемностью самосвалов БелАЗ (136 т, 220 и 320 т), в комплексе с которыми данные экскаваторы могут работать наиболее эффективно, т. е. ЭКГ-136 (ковш 18. 20 м 3 ), ЭКГ-220 (ковш 30. 35 м 3 ), ЭКГ-320 (ковш 40. 45 м 3 ). В будущей линейке отсутствуют машины типоразмера 10. 12 м 3 , что может обернуться для завода потерей довольно ощутимого сегмента рынка.
Пока нет возможности оценить конструктивные новшества данных машин, многое находится еще на стадии разработки. Вполне возможно, что заводы используют целый ряд инновационных решений, в том числе в электроприводе. Нашелся бы только покупатель.
Ну а что сегодня могут предложить Уралмашзавод и Ижорский завод в качестве замены огромного числа изношенных и устаревших ЭКГ-4,6Б, ЭКГ-5А? Как видим, очень немногое. Это все тот же уральский «старина» ЭКГ-5А. И если Ижорский завод перейдет к производству новой линейки тяжелых машин, то заменой ЭКГ-8И и ЭКГ-10 будет выступать лишь один уральский ЭКГ-12. Но это все среди механических лопат. В настоящее время нельзя не принимать во внимание гидравлическую технику.
Механика или гидравлика?
Несмотря на ощутимый прогресс в создании мощных гидравлических экскаваторов, пока довольно высока доля мощных механических лопат с ковшами вместимостью 10. 15 м 3 на горных работах. Более того, в этом классе мощные механические лопаты успешно конкурируют с гидравлическими экскаваторами. Причин тому несколько. Вообще горная отрасль довольно консервативна, и внедрение новой техники происходит быстро лишь в случае ощутимого повышения эффективности проведения горных работ. Механическая лопата до сих пор является более надежной и живучей машиной, она проще и дешевле в обслуживании. Применительно к крупным долговременным карьерам с развитыми электросетями, где горно-геологическая обстановка не требует выборочной экскавации на уровне одного горизонта, механические лопаты подходят наилучшим образом. В свою очередь в сложных горно-геологических условиях более предпочтителен гидравлический экскаватор как технологически более гибкий. Масса гидравлического экскаватора меньше, он может быть оборудован как «прямой лопатой», так и «обратной», наделен большей удельной мощностью, мобилен, позволяет проводить качественную селективную выемку.
Конечно, конструктивную схему механической лопаты прогрессивной не назовешь, и других преимуществ у морально устаревшего оборудования перед современной гидравлической техникой, кроме простоты и надежности, попросту нет. Более того, постоянное повышение надежности гидроагрегатов, внедрение электронных систем контроля рабочих параметров, более доступная агрегатная компоновка оборудования позволят создавать машины, сравнимые по надежности с механическими лопатами.
Стоимость новых машин во многом определяется ценой на исходные материалы, т. е. в нашем случае ценой на черные и цветные металлы. И когда отечественная механическая лопата имеет массу в среднем на 40. 60% выше, чем у гидравлического экскаватора с базовым ковшом той же вместимости, ценовое преимущество уже у гидравлики. Все это приводит к массовому вытеснению механических лопат в классе карьерных экскаваторов с базовым ковшом вместимостью до 10 м 3 , особенно на открывающихся карьерах. Такое перевооружение является вполне закономерным процессом.
Эта тенденция наблюдается во всем мире, в том числе на всем бывшем постсоветском пространстве. Отдельные горнодобывающие предприятия уже отказались от ЭКГ-5А и ЭКГ-8И и успешно эксплуатируют гидравлические экскаваторы рабочей массой до 100. 120 т. Выпуск машин данного класса уже налажен у многих известных производителей, в том числе на предприятиях, ранее не производивших тяжелую экскавационную технику.