28 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шагающие экскаваторы

Шагающий экскаватор – что это такое? Как работает. Чем отличается ШЭ от других экскаваторов

Если вам хоть раз удалось видеть, как добываются природные богатства, то вам, без сомнений, навсегда запомнился карьерный экскаватор, который выделяется на фоне остальной подобной техники своими габаритами и умением «шагать»! За последнюю особенность ему дали имя – «шагаю

В обязанности ЭШ входит разработка и перевалка грунтов на вскрышных работах угольных и горнорудных карьеров, а так же его применяют для производства земляных работ на строительстве крупных гидротехнических сооружений. Такой механизм передвижения, который и дал название этим экскаваторам, выбрали неслучайно, дело в том, что масса мощных и крупных экскаваторов весом от 180 до 10.000 тонн и при применении в качестве хода любого другого, на грунт оказывало бы сверхвысокое давление, что никак не способствовало бы устойчивости. Шагающее устройство, как таковое, к работе подключается лишь при передвижении экскаватора, Ну а все же остальное время «тело» экскаватора опирается на круглую базу, которая обладает большой опорной площадью, и благодаря такому ходу на грунт давление становится в разы меньше, чем у обычных гусеничных карьерных экскаваторов. В двух словах, этот «девайс» работает так – экскаватор в неподвижном состоянии на грунт опирается опорной плитой в своём основании, а когда необходимо «шагать», то, при шаге вес перенаправляется на «лыжи», или башмаки. А каждый башмак управляется гидроцилиндрами – двумя парами на каждый. Экскаватор, при выполнении шага поднимается над поверхностью, где стоит, смещается на определённое расстояние, и снова опускается на опорной плитой на землю. В свою очередь, опорные башмаки поднимаются над грунтом, переносится вперёд, затем цикл при необходимости повторяется. Но об этом попозже. Поворотной платформы обладают низким расположением, что просто необходимо для того, чтобы упрощать механизм хода и увеличить устойчивость экскаватора. Этим и объясняется практическое применение исключительно одного рабочего оборудования – драглайна (помимо этого, возможно также использование оборудования грейфера). И в силу этого, корректнее было бы называть эти исполины, не шагающие экскаваторами, а шагающими драглайнами. Сейчас, как правило, они и оборудуются механизмом драглайна.

Итак, разница между экскаватороами-драглайнами и обычными экскаваторами состоит в том, что у первых, вместо жёсткого крепления ковша к рукояти применяется гибкая цепная подвязка ковша к канатам. И там расчет сделан на то, чтобы машина именно черпала, а не копала.

В условиях карьера обычные экскаваторы для их эксплуатации на гусеничном ходу имеют строгое ограничение по весу – 800 тонн. А при превышении этого значения довольно сложно, а точнее практически невозможно, добиться допустимого значения давления на почву, который равняется 2 кг на см2. Вот здесь и кроется одно из важных преимуществ экскаваторов, которые имеют в своем распоряжении шагающий механизм – у них данная проблема отсутствует.

В СССР, а после и в РФ принято обозначение для шагающих экскаваторов – ЭШ.
Было принято решение задействовать драглайны весом от 500 тонн и со стрелой от 60 метров для погрузки горной массы в карьерный транспорт ещё в самом начале пректирования и производства ЭШ. К примеру, при необходимости разработки обводненных горизонтов, где неустойчивое основание ограничивает возможности установки классических механических лопат и прокладка дороги для спецтранспорта нецелесообразна.

Однако, как оказалось впоследствии, классические шагающие экскаваторы эффективно не в состоянии справиться с подобными работами.

Поподробнее о том, как шагает шагающий экскаватор?

Устройство «шагания» ЭШ состоит из двух лыж, которые связаны посредством гидроцилиндры или эксцентрикового механизма, и круглой рамы снизу. На раме установлена поворотная платформа через опорно-поворотный механизм.

Своё шагание «гигант» осуществляет следующим способом. Чтобы ЭШ сделал первый «шаг», производится выдвижение лыж в необходимую сторону при помощи гидроцилиндров с последующим опусканием их на землю. Далее, посредством тех же гидроцилиндров, корпус машины поднимается вверх до максимума. В этот момент гидроцилиндры установлены вертикально, а конец опорной рамы тянется по земле со стороны стрелы. Корпус экскаватора, после того, как выбирает направление для движения, а потом медленно возвращается на опорную раму. Машина. таким образом, выполнив «шаг», должен либо сделать последующее движение, либо возвращаться к работе. При эксплуатации ЭШ его лыжи находятся в поднятом положении, и не создают лишних помех для поворотной платформы и вообще, для другой техники вокруг.

При первом взгляде может создаваться впечатление, что это агрегатище двигается медленно, не быстрее улитки. Но это далеко не так – ЭШ за час может «проползти» до 200 м. При работе шагающего экскаватора, его шагающый ход обладает удельным давлением, которое лежит в диапазоне 0,4-1 кгс/см2. Но это при статике – а во время его перемещения эти цифры возрастают 1,5-2,5 раз – 1-1,5 кгс/см2.

ЭШ-драглайны с конвейера сходят со стрелами 40, 60, 75, 90, 100 метров в высоту и ковшами ёмкостью 4, 6, 10, 14, 15, 25, 50 м3. Некоторые бренды производят технику со стрелами до 120 метров в высоту и ковшами для больших объёмов вскрышных работ, которые вмещают от 40 до 100 м3.

Классический ЭШ снабжается стрелой, упряжью ковша, устройствами подъёмных и тяговых тросов. Чтобы оторвать ковш от забоя и поднять над землёй, применяется подъёмный трос. На предельном рабочем радиусе происходит выгрузка. Масса из ковша, при этом падает на землю россыпью.

В РФ, а также во времена СССР, существует система обозначений шагающих экскаваторов с указанием объёма ковша – в м3, и вылёта стрелы в метрах. К примеру, шагающий экскаватор модели ЭШ-15/90, с вместимостью ковша 15 м3, стрела обладает длину 90 м.

Самый большой шагающий экскаватор «Биг Маски». Фото

Самым тяжелым шагающим экскаватором в мире принято считать монстра, созданного в 60-х. Это ЭШ компании Бьюсайрус Эри (Bucyrus) Биг Маски 4250-W, который использовали на угольном разрезе, штат Огайо. Он усердно работал в течении около тридцати лет, и за всё свою трудовую жизнь переместил объём горной массы, которые, например, как минимум в два раза больше, чем объём земляных работ при постройке Панамского канала.

Экскаватор обладал следующими исполинскими размерами: имел «рост» 67,8 м, ширину – 46,2 м, и длину 148,6 м. Выражаясь простым языком, он имел размеры 22этажного дома
Объём его корпуса внутри составлял 46х49х40 м. Весил же это чудище 13.500 тонн! Стрела имела длину 95 м, на ее конце был подвешен огромный ковш при помощи стальных трос диаметром 127 метров и весом 230 тонн! Это огромное «ротище» машины мог зачерпывать до 168 м3 породы. Этот титан передвигался на двадцатиметровых «лыжах».

Читать еще:  Лобзик - это... Что такое Лобзик?

О шагающих экскаваторах отечественного производства

В наше время почти весь «род» экскаваторов-драглайнов РФ, Беларуси и остальных стан СНГ во многом состоит из «мастодонтов» еще советской эпохи. Эти «старички» по своей производительности, как отмечают специалисты, могут легко заткнуть за пояс аналогичный современный импортный аналог. В конструкции шагающих монстров с момента их проектирования никаких значительных изменений внесены не были, а советское качество выпущенной в то время техники позволяет периодически отодвигать их выход на заслуженный отдых.

Ну а в наше время производством новых шагающих экскаваторов занимаются Уралмаш и НКМЗ.

О технике Уралмаш. В этой фирме предлагают 13 типоразмеров ЭШ-драглайнов с ковшами объемом 11-100 м3 и стрелами длиной 75-130 м и шесть моделей. Они обладают пониженным удельным давлением на землю.

Следует отметить, что в Уралмаше выпустили самый крупный шагающий экскаватор на территории СССР и РФ – ЭШ 100/100. В течении года его продуктивность составляла 17 млн. м3. грунта. Он обладал ковшом ёмкостью сто м3, при длине стрелы – 100 м. Советский гигант обладал весом 10.300 т, и габаритами кузова – 43.0х28.0х63.0 м и поворотной платформы – 42.0х28.0 м.

Здесь приведены некоторые конструктивные особенности современных шагающих экскаваторов-драглайнов производства Уралмаш:
* оператор может управлять машиной с двух сторон благодаря наличию двух кабин;
* ИДС – информационно-диагностическая система, контролирует эффективность работы экскаватора, следит за потреблением электроэнергии, загрузки и т. п. ИДС сделана на микропроцессорной базе;
* опорная рама и поворотная платформа – секционные, они соединены высокопрочными болтами, и благодаря современной продуманной конструкции позволяют на монтаж тратить меньше времени;
* механизм поворота может быть оснащён редукторами цилиндрического или планетарного типа, при желании которых может быть несколько.
* устройство шагания оснащается гидравликой и может быть как трёх, так и четырёхопорной;

Фирма НКМЗ производит свои великаны с «черпаками» объемом от шести до двадцати м3 и вылетом стрел – от сорока пяти до ста метров.

Конструктивные характеристики шагающих экскаваторов НКМЗ включают:
* в роли сменного навесного оборудования могут применяться ковши с модифицированными корпусными параметрами и геометрическими свойствами;
* в шарнирно-сочлененной конструкции применены стрелы из уголкового проката, благодаря чему можно легко проводить ремонт и техобслуживание ЭШ;
* главный силовой агрегат может разгоняться постепенно, и обладает авторегулированием возбуждения синхронного двигателя, что гарантирует выносливость работы карьерной сети;
* в месте оператора применяется современный пульт-кресло.
* в конструкции управления со статическими возбудителями применены компактные полупроводниковые устройства, которые снижают нагрузки, уменьшают энергопотребление техники и исключается сезонная перенастройка электропривода;

Когда наблюдаешь за тем, как работают эти исполины, то может показаться, что им не страшно ничего. Однако даже и у этих массивных, статных машин имеются своеобразные фобии. К примеру, повышенная скорость ветра, а точнее более 25 метров в секунду, может стать причиной остановки работы шагающего экскаватора. Но даже подобные «страхи» отнюдь не уменьшают те достоинства, которые в ряду прочих экскаваторов выделяют ЭШ.

Где и как используют шагающие экскаваторы — обзор

Cамая большая в мире самоходная техника — шагающие экскаваторы.

Шагарь гигантских размеров изготавливается под заказчика, под место будущей работы. Как правило, гиганты поставляются к заказчику по частям и собираются уже на месте.

Но этот вид специальной техники выпускается и достаточно ординарных размеров.

Что такое шаговый экскаватор

Шаговый тип передвижения принципиальным образом отличается от колесного и гусеничного.

Основополагающее достоинство шагарей — это относительно низкое удельное давление, которое они оказывают на грунт при производстве работ.

Другая (колесная, гусеничная) техника в этих условиях функционировать не сможет.

Специальное основание является опорой машины. На нем установлена поворотная платформа (рабочая база) с ковшом, стрелой, блоками наводки, прочим оборудованием и 2-4 лыжами.

Работая, устройство стоит на основании не двигаясь, башмаки подняты и не касаются грунта. При необходимости сделать шаг, лыжи перемещаются в нужную сторону и опускаются на новое место.

Экскаватор переваливает свою массу на башмаки, приподнимая при этом основание, передвигается и снова опускается на плиту. При необходимости цикл повторяется несколько раз.

Скорость передвижения

  • стрела выставлена в сторону направления движения;
  • ковш полностью опорожнен.

Шагари: виды экскаваторов и область их применения

К классу шагарей относят 2 вида специальной техники:

  1. Одноковшовые , оборудованные драглайном (ЭШ).
  2. Роторные многоковшовые (ЭрШР).

Экскаватор — это выемочная землеройная машина. Драглайны и роторные экскаваторы относятся к разным типам.

Драглайны, как одноковшовые экскаваторы, имеют циклическое, прерывное действие. Роторные, многоковшовые, относятся к непрерывнодействующим механизмам.

Принципиальная разница в устройстве 2 видов шагарей предусматривает их назначение.

Применение драглайнов

  • в горнодобыче открытым способом по бестранспортной системе разработки.
  • производства черной и цветной металлургии;
  • гидротехнические сооружения;
  • оросительные каналы — при невозможности размещения экскаватора внутри проектного сечения выработки;
  • прокапывание тоннелей;
  • землеройные работы, связанные с выемкой (перевалкой) большого количества земли/породы нижним черпанием.

Применение роторов (ЭрШР)

  • добыча или вскрыша верхним/нижним черпанием;
  • загрузка породы в транспорт;
  • перемещение породы из забоя;
  • рытье траншей, каналов;
  • загрузка породы или грунта в транспорт;
  • выборочная выемка небольших разносортных пластов полезного ископаемого.

Технические характеристики шагарей

Технические параметры этой тяжелой специальной техники зависят от типа, структуры, строения и назначения.

Общие параметры для всех типов шагарей:

  1. Маленькая скорость передвижения (≤ 450м/час).
  2. Давление на поверхность грунта (87 — 210 кПа).
  3. Вес = от 695 кг до 15 000т.

Принцип драглайна — черпание, а не копание. Драглайны черпают грунт ниже уровня, на котором стоят.

Рабочее оснащение драглайна состоит из ковша, стрелы, сложной системы тросов.

Движение тросов — за счет электролебедок. Ковш подвешен на 3-х тросах: подъемном, тяговом, разгрузочном.

Подъемный трос отвечает за вертикальное перемещение (подъем,спуск), тяговый — подтягивает ковш к машине, а разгрузочный — опрокидывает ковш с грунтом на борт карьера, в отвал. Управляют стрелой отдельные тросовые механизмы.

Его недостатки — прерывность, низкая скорость движения, необходимость подъема всей массы драглайна при шаге.

Оборудование ротора :

  • выдвижная/невыдвижная стрела, на конце которой крепится вращающееся роторное колесо с ковшами;
  • отвальная стрела с противовесом;
  • подпирающая мачта;
  • ленточный конвейер;
  • разгрузочный контейнер или грунтометатель.

Подъем/опускание стрел происходит системы тросов, которая функционирует от электролебедок. Выемка грунта/породы осуществляется ковшами на вращающемся роторном колесе.

Выгрузка производится на ленточный конвейер, который перемещает его для погрузки в контейнер, грунтометатель.

У разгрузочного контейнера — свой поворотный механизм, который обеспечивает его разворот на нужную сторону конвейера. Выгрузка грунта может производиться в любой вид транспорта.

Разгрузка грунта/породы из роторных ковшей происходит под действием гравитации или инерции. Частота вращения роторного колеса при инерционном способе гораздо выше, чем при гравитационном.

Читать еще:  Фото, видео и технические характеристики комбайнов Торум (Torum): 740, 750, 760, 780

Обзор моделей шагарей

Уральский машинотракторный завод (Уралмаш или УЗТМ) и Новокраматорский машзаводом (НКМЗ) являются двумя приоритетными производителями шагающих экскаваторов, которые эксплуатируются в РФ.

Продолжает функционировать большое количество экскаваторов, выпущенных еще в СССР. Это демонстрирует прочность, надежность, эффективность таких машин.

Шагающий экскаватор ЭШ 10.70

Наибольшую популярность среди машин, производимых в 1970-80-е г., получил драглайн ЭШ 10.70

Он выигрышно отличался от предыдущих аналогов своими параметрами:

  • стрела = 70 м;
  • рабочий объем ковша = 10 м³;
  • глубина копания = 35 м;
  • небольшой (для этой категории) масса = 695 т.

Оптимизация технических характеристик привело к увеличению производительности.

Сегодня завод производит 13 типоразмеров шагарей с рабочим объемом ковша = 11-100 м³, длиной стрелы = 75-130 м, в том числе модели с пониженным удельным давлением на грунт.

Критерии выбора шагаря

Параметры, которыми нужно руководствоваться при выборе драглайна или ротора для работы.

Характеристика драглайна:

  • вылет стрелы (40 — 130м);
  • ковш, объем (4,0 — 100м³);
  • высотой выгрузки (20 — 60м);
  • глубина копания (38 — 56м);
  • радиус копания, выгрузки (38 — 125м).

Характеристика ротора:

  • диаметра роторного колеса (5 — 18м);
  • количество ковшей (12 — 20шт.);
  • максимальный объем ковша = 12500 л;
  • выработка >10000 м3/ч;
  • высотой разработки (12 — 50м);
  • глубиной копания (0,5 — 45м).

Главное достоинство роторных экскаваторов — одновременные выемка и транспортировка (в отвал, транспортные средства).

Преимущества шагающих экскаваторов

  • умение маневрировать в ограниченном пространстве и стесненных условиях;
  • надежность и безопасность обеспечивается наличием ИДС (информационно-диагностической системы);
  • повышенная проходимость на мягких, слабых грунтах;
  • широкий диапазон рабочих температур от -50° до +40°.

Шагающие экскаваторы надежны, долговечны; рыхлые и легкие грунты и породы не помеха для этих машин. Одна единица такой спецтехники заменит целый автопарк.

Фото шагающих экскаваторов за работой

На фото представлены шагающие экскаваторы ЭШ.





Видео с шагарями

На видео представлена работа шагающего экскаватора ЭШ 10.70

Про гигантские шагающие экскаваторы (динозавры и те были меньше)

Шагающие экскаваторы – слышали о таких? Чтобы перемещаться вдоль карьера эти огромные рукотворные титаны используют не колёсные пары или гусеницы, а “ноги” (их ещё называют башмаками или лыжами) , которыми “шагают”, правда очень медленно, но верно. Вместо тысячи слов лучше посмотреть хотя бы одно видео.

Видео от antivirus770. Шагающий экскаватор производства НКМЗ (Новокраматорского машиностроительного завода)

Зачем его придумали?

Чем более грандиозная задача поставлена перед экскаватором (а этим ребятам необходимо производить вскрышные работы на карьерах), тем бОльший ковш и стрела ему необходимы, тем тяжелее становится вся машина целиком. В какой-то момент увеличение массы приведёт к тому, что гусеницы окажут такое давление на грунт, при котором машина начнёт вязнуть и оседать. Чтобы решить эту проблему, экскаватор должен опираться на грунт платформой большой площади, равномерно распределяя свой вес. В шагающих экскаваторах вся машина лежит на опорной плите. И раз уж в названии решено проводить параллели с динозаврами, скажем что, вся конструкция лежит на “брюхе”. Когда же необходимо поменять дислокацию, подключаются ноги титана. Они шагают не в прямом смысле этого слова, их цель приподнять всю машину над землёй и переместить вперёд – думаю по видео должно быть понятно.

Первым, кто додумался до шагающей системы передвижения был инженер Оскар Мартинсон (Oscar Martinson), и сделал он это ещё в 1913г., тогда был выпущен первый шагающий экскаватор 1-Т, прозванный “Martinson Tractor”. А в 1926г. он усовершенствовал свою систему, в широкую продажу поступила модель 3-W Monighan. Эти машины были настолько популярны, что название Monighan стало общим термином для шагающих экскаваторов. Способ перемещения этой машины – кривошипный, он хорошо виден на анимации по ссылке Википедии (не поленитесь открыть).

А что у нас? Детективная история

После войны пришло чёткое понимание того, что стране не справиться без шагающих экскаваторов, перед ведущими заводами партией была поставлена задача разработки и выпуска таких машин. Интересный вопрос – кто же был первым. И тут разворачивается просто детективная история, под которую пришлось отвести отдельную статью . Любителям расследований советую. Тут аж три претендента: УЗТМ (Уральский завод тяжёлого машиностроения он же “Уралмаш”), НКМЗ (Новокраматорский машиностроительный завод) и “Копейский машиностроительный завод”. Но независимо от результатов расследования наиболее важным является факт того, что именно УЗТМ предложил совершенно новую систему передвижения. Башмаки этого завода передвигались благодаря гидравлической системе! Так экскаваторы не шагали нигде в мире. Были и другие интересные решения, например облегчённая конструкция стрелы. Невероятно интересным был тот факт, что на проектирование и начало поставок экскаватора к месту сборки Уралмашу выделили всего 8 месяцев. Главный конструктор завода – великий Борис Иванович Сатовский принял вызов.

“. – Расчеты только по электродви­гателям займут несколько месяцев, – стал считать Сатовский. – Столько же займет расчет и проектирование стрелы, столько же – платформы. А всего деталей в машине более двад­цати тысяч. Ну что же! – и он опять принимает истинно «сатовское» решение. – Будем вести проектиро­вание одновременно несколькими группами – каждая по своему про­филю! А когда ему возразили, что ни­кто так машины не проектирует, он ответил: – Никто не делал, а мы будем делать. И чтобы уложиться в срок, чтобы выиграть время, делать будем без эскизного проекта. Вот основные параметры экскаватора: объем ков­ша 14 кубов, длина стрелы – 65 м, общий вес – 1100 т”. [1]

Машина Сатовского получила название ЭШ-14.65 и была отправлена на строительство канала Волга-Дон. А 13 марта 1951г. за ЭШ-14.65 Борису Ивановичу и его инженерам была присуж­дена Сталинская премия пер­вой степени.

С тех пор шагающие экскаваторы Уралмаша делают на гидравлическом ходе. Все же импортные шагающие экскаваторы, за исключением самого большого в мире шагающего экскаватора 4250-W «Busyrus» (США) (о котором ниже будет рассказано более подробно), используют кривошипные системы различных видов. Не буду перепечатывать статью, подробно описывающую все эти системы, а также новый механизм шагания с электромеханическим приводом, просто оставлю в конце материала ссылку на источник [2].

На видео (в начале статьи) показана кривошипная система шагания. Отличить их на глаз очень легко.

Применение и принцип работы шагающих экскаваторов

Основным видом техники, использующейся в ходе землеройных работ, является экскаватор. На стройке любого города можно встретить гусеничную или колесную машину, однако, с более тяжелыми задачами способен справиться шагающий экскаватор, являющейся высокотехнологичной модификацией стандартной модели.

Существует два вида такой дорожной техники, каждый из которых характеризуется собственным набором параметров и используется в различных сферах строительной деятельности.

Читать еще:  ТОП-10 лучших электролобзиков, критерии правильного выбора

Предназначение шагающих экскаваторов

Шагающие экскаваторы отличаются от своих гусеничных и колесных собратьев рядом преимуществ, которые позволяют использовать этот вид техники в специфических областях. Эксплуатация шагающих драглайнов представлена следующими направлениями:

  • вскрышные работы в песчаных карьерах;
  • разработка угольных бассейнов;
  • разработка горных месторождений полезных ископаемых;
  • строительство сложных гидротехнических сооружений;
  • создание каналов и тоннелей;
  • перемещение грузов;
  • металлургическое производство.

Использование шагающего устройства обусловлено особенностью передвижения машины, которая позволяет осуществлять земляные работы в местностях с довольно легкими породами. Классический экскаватор оказывает невероятно мощное давление на поверхность земли, что делает использование машины в карьерах небезопасным.

Механизм работы шагающего экскаватора делает удельное давление агрегата на земляные породы сравнительно низким. Во время непосредственной работы спецтехники устройство остается неподвижным, распределяя массу механизма на большую опорную площадь. При необходимости экскаватор-драглайн шагает с помощью «башмаков», которые на короткий период времени становятся точками опоры.

Обычные экскаваторы не могут использоваться в карьерных работах в силу того, что на технику накладывается строгое весовое ограничение – около 800 тонн. Превышение обязательных параметров может привести к обрушению почвы, которое чревато печальными последствиями.

Использование шагающей техники в таких условиях делает возможные риски практически нулевыми. Главным преимуществом драглайнов является высокая маневренность, безопасность эксплуатации и низкое удельное давление на поверхность обрабатываемой местности.

Принцип работы шагающих экскаваторов

Устройство шагающего механизма состоит из трех основных деталей:

  • шагающие лыжи, или «башмаки»;
  • несколько гидроцилиндров;
  • круглая рама, служащая базой агрегата.

Движение гигантского механизма начинается с выдвижения лыж в нужную сторону посредством работы гидроцилиндров, которые переносят тяжелый вес машины, равномерно распределяя удельное давление. После этого основной корпус экскаватора поднимается вверх, достигая максимально возможного значения. Таким образом, движение машины происходит в воздухе, гидроцилиндры установлены вертикально, а круглая рама тянется по земле.

В спецтехнике стандартной комплектации обычно содержится три башмака, каждый из которых работает с помощью собственной пары гидроцилиндров. Емкость гидравлической системы вмещает более 80 тонн масла, что вполне оправдано высокой нагрузкой, переносимой устройством.

После совершения первого шага, экскаватор либо продолжает свой путь, либо остается неподвижным и совершает земляные работы. Гигантская машина способна шагать со скоростью 200 метров в час. Для работ, в процессе которых обрабатываются тонны материалов, данная скорость является довольно высокой.

Таким образом, движение гигантской машины основано на последовательной работе гидравлических механизмов. Безопасность рабочего процесса обеспечивает широкая опорная плита устройства, которая равномерно распределяет вес конструкции по грунтовой поверхности.

Принцип работы шагающих экскаваторов может быть различным в зависимости от модели машины. Драглайны, оснащенные одним объемным ковшом, характеризуются циклическим действием, осуществляя работы с перерывами. Многоковшовые роторные устройства работают непрерывно, выполняя черпающие движения верхним или нижним ковшом.

Классификация шагающих экскаваторов

Многофункциональные шагающие машины используются в различных видах землеройных работ, для которых требуется специальная техника с определенными характеристиками. Выделяют два вида шагающих экскаваторов, или шагарей:

  • Одноковшовые машины, оснащенные драглайновым устройством.
  • Многоковшовые роторные механизмы, количество зачерпывающих сосудов в которых может достигать 20 шт.

Каждый тип техники имеет отличительные черты и ряд преимуществ, которые определяют способы эксплуатации уникальных машин.

Одноковшовое оборудование

Оборудование драглайновых экскаваторов представлено объемным ковшом, стрелой и системой тросов, которые приводятся в движение лебедкой. Гибкая подвеска состоит из подъемного, разгрузочного и тягового тросов, что обеспечивает высокую надежность механизма.

Шагающие драглайны используются в следующих видах работ:

  • открытая добыча горных ископаемых;
  • сооружение гидротехнических механизмов;
  • производство металлургии;
  • создание тоннелей;
  • земельные работы, требующие выемки больших объемов земли.

Роторная спецтехника

Роторные шагари работают непрерывно, захватывая меньшее количество земли. Механизм работы роторного экскаватора основан на выдвижении стрелы, оснащенной несколькими ковшами. Подъем стрелы также осуществляется посредством тросов, запускаемых электролебедкой.

Эксплуатация роторных экскаваторов представлена следующими направлениями:

  • выемка пород верхним и нижним ковшом;
  • перемещение земли из забоев;
  • перемещение грузов в транспорт;
  • создание каналов и траншей;
  • выборочная разработка пластов породы.

Роторные шагари отличаются от драглайновых аналогов более высокой производительностью, которую гарантирует непрерывный механизм работы. Однако обе модели одинаково используются в процессе работы в карьерах.

Технические параметры шагающих экскаваторов

Технические параметры гигантских машин различны в зависимости от вида шагающего механизма. Однако существуют и общие характеристики шагарей, объединяющие оба типа устройства. К ним относят следующие параметры, достигающие максимального значения:

  • Скорость передвижения транспорта ( 450 м/ч).
  • Удельное давление на поверхность породы (различно для двух видов шагарей).
  • Рабочая масса (840–15000 тонн).

Характеристики одноковшовых машин

Главным параметром одноковшового драглайна является объем сосуда, который напрямую влияет на производительность машины. Крупный ковш позволяет вместить большее количество грунтовых пород единовременно, В качестве отличительных параметров драглайнового устройства также выделяют:

  • Длину стрелы, максимальное значение которой может достигать 130 м.
  • Высота выгрузки (60 м).
  • Глубина выкапываемой ямы (45м).
  • Максимальный объем ковша ( 100 ).

Характеристики роторных машин

Продуктивность роторного механизма в большей степени зависит от скорости зачерпывания земли ковшами. Небольшой объем вмещающего пространства компенсируется количеством ковшей, которые захватывают породу попеременно. К характеристикам роторных шагающих экскаваторов относят:

  • Диаметр ротора, достигающий 18 м.
  • Высота копания (38 м).
  • Глубина ямы (45 м).
  • Число ковшей (до 20 шт.).

Ротором называют вращающееся колесо, удерживающее ковши экскаватора. В зависимости от диаметра этого колеса машина может быть оборудовано большим или меньшим количеством ковшей. Крупногабаритная спецтехника имеет свои преимущества, однако, для выполнения работ в легких породах требуются более компактные модели.

Зная примерное значение параметров механизмов шагающего экскаватора, специалисты выбирают определенные виды техники для выполнения специфических работ. Не всегда использования огромного ковша целесообразно, как и наличие максимального количества зачерпывающих сосудов.

Популярные производители шагающих экскаваторов

Более 80% процентов отечественных экскаваторов, которые числятся в автопарках крупных строительных компании, созданы двумя производителями:

  • Новокраматорский машзавод (НКМЗ);
  • Уральский машинотракторный завод (знаменитый Уралмаш).

Новокраматорский завод научился создавать экскаваторы, способные шагать, еще в 40-х годах двадцатого столетия. Начиналось производство с классических драглайнов, однако уже через десять лет в продаже появились полноценные роторные механизмы.

Наиболее популярной моделью Новокраматорского завода считался ЭШ 10-70, длина стрелы которого достигала 70 метров. В настоящее время в большей степени распространены усовершенствованные ЭШ 11-70, отличающиеся от первой версии увеличенным объемом ковша.

Работа Уралмаш завода также началась в 40-х годах. Специалисты Уралмаша создали самый большой экскаватор в России, повторив достижение в марте 2017 года. Масса гигантского ЭШ достигает 10 000 тонн.

Видео по теме: Шагающий экскаватор — все о данной спецтехнике

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: