Снятие и замена сцепления на бензопиле. Обзор, инструкция
Замена сцепления бензопилы. Рекомендации и видеообзоры
Как поменять сцепление на бензопиле?
Владельцы бензопил наверняка не раз задавались вопросом — как поменять сцепление на бензопиле? На большинстве моделей бензопил демонтаж и замена сцепления может легко производиться вручную самим владельцем, на малом количестве моделей откручивание барабана можно произвести только в мастерской (к таким бензопилам относятся, например, Хускварна 137 или Partner 351).
В данном обзоре мы узнаем, как самостоятельно снять и поменять сцепление на бензопиле, когда это сделать и какие инструменты могут понадобиться.
Когда нужно снимать сцепление
Разборку сцепления с целью снятия проводят в таких случаях:
- когда лопнула пружина (цепь проворачивается, двигатель работает с перебоями);
- слетела пружина;
- откололся кусочек барабана (в этом случае будет слышен шум, цепь бензопилы также будет крутиться);
- временной износ (настало время снимать и менять сцепление из-за выработки ресурса).
Современные бензопилы работают на двухтактных двигателях, которые соединены редуктором с цепью пилы. Цепь продвигается по шине, и согласно центробежному принципу работу на холостых оборотах должна оставаться в неподвижности, то есть, быть безопасной для того, кто держит бензопилу.
Если нагрузка, оказываемая на инструмент, превышает рекомендуемую, то сцепление ослабит или полностью прекратит передачу крутящего момента на шину. Это приведет к остановке двигателя. При возникновении подобных ситуаций сцепление изнашивается, поэтому со временем нуждается в замене. В инструкции по эксплуатации к бензопиле у некоторых производителей есть информация о том, что сцепление является расходной деталью, то есть, подлежит периодической замене.
Видео — как снять сцепление на бензопиле:
Ремкомплект, необходимый инструмент
Для того, чтобы снять, разобрать или отрегулировать сцепление, нам понадобятся такие инструменты:
- съемник (поставляется в комплекте к некоторым бензопилам);
- универсальный ключ (входит в комплект поставки любой бензопилы, также продается отдельно в строительных магазинах);
- отвертка плоская;
- стопор поршня или простая веревка для фиксации поршня;
- новые детали для замены (барабан, пружина и т.д.).
Разборка сцепления бензопилы:
Как снять сцепление с бензопилы и поставить на место?
Схема процесса снятия сцепления с бензопилы (для примера возьмем ситуацию, когда необходима замена барабана):
- снимаем пильную гарнитуру при помощи универсального ключа;
- снимаем цепь, шину;
- откручиваем крышку воздухофильтра;
- далее производим выкрутку свечи;
- фиксируем поршень с помощью стопора или веревки;
- снимаем сцепление выколоткой (съемником) или универсальным ключом для снятия сцепления;
- муфту сцепления снимаем, откручивая по часовой стрелке;
- снимаем и заменяем барабан.
После описанных выше действий, всю сборку проводят в обратном порядке.
Как отрегулировать сцепление бензопилы?
Как проводится регулировка сцепления на бензопиле? Более корректно говорить о ремонте, поскольку регулировке обычно подлежит карбюратор, а не сцепление. Когда мы говорим о регулировке муфты, важно учитывать два нюанса:
- бензопилы некоторых моделей, в том числе, немецкие, финские, шведские, имеют специальную шайбу, она может быть расположена между мотором и звездочкой или между барабаном и звездочкой. Эту шайбу нужно аккуратно снять, а потом поставить назад, в случае замены — заменить идентичной;
- пружина не подлежит стягиванию, поэтому при ее разрыве деталь считается испорченной и заменяется новой. Отсутствие исправной пружины приведет к отсутствию поступления смазки на цепь.
Как открутить сцепление на бензопиле своими руками:
Отзывы владельцев
Влад, Одесса:
«У меня в процессе ремонта бензопилы сложилась такая ситуация: сцепление никак не поддавалось, не хотело сниматься. Заклинило, одним словом. Помог вот такой «дедовский способ»: место расположения резьбы немного нагрел горелкой, очень осторожно, чтобы не повредился сальник. И всё получилось. Может, кому-то мой совет пригодится».
Снятие и замена сцепления на бензопиле. Обзор, инструкция
Замена сцепления на бензопиле
Цепные бензопилы, в силу разных причин, время от времени нуждаются в ремонте. Конечно, можно обратиться в сервисную мастерскую или к опытному механику. Однако многие неполадки возможно устранить в домашних условиях, обладая лишь минимальным набором навыков и инструментов.
Отвечая на вопрос как снять сцепление с бензопилы, заметим, что это не является сложной операцией, если в точности придерживаться технологии разборки. Владельцы инструмента могут столкнуться с определенными трудностями, если бензопила давно эксплуатируется, и детали сцепления прикипели друг к другу. Однако и в этом случае разборку можно произвести своими руками.
Неисправности сцепления
Причины, по которым требуется разбирать сцепления:
- Неисправная или лопнувшая пружина;
- В результате нагрузок на бензопилу и износа деталей, пружина покинула свое место;
- Сколы на тарелке сцепления;
- Износ деталей.
Замена сцепления
При замене сцепления не рекомендуем применять в качестве стопора металлические или пластмассовые предметы. Первые могут поцарапать цилиндр, вторые – замусорить его.
Разбираем сцепление:
- Включаем тормоз остановки цепи, снимаем защитную крышку и демонтируем пильную гарнитуру;
- Удаляем грязь, опилки, засохшую смазку, если таковые имеются;
- Снимаем воздушный фильтр и насвечник;
- При помощи свечного ключа вывинчиваем свечу;
- Вращая коленвал, подводим поршень к верхней точке, затем отводим на 6-9 мм;
- Веревкой, диаметром 7-8 мм, стопорим поршень в верхнем положении;
- Специальным ключом-съемником откручиваем гайку на сцеплении.
Большинство движущихся деталей бензопилы, имеют правостороннее вращение. Поэтому в гайке на сцеплении предусмотрена левая резьба. Снимать крышку необходимо вращая ключ за часовой стрелкой. Запрещается проводить эту операцию при помощи молотка и зубила – собьете грани!
- Снимаем крышку и ведущую звездочку. Диагностируем неисправности и оцениваем износ деталей. Оцениваем состояние игольчатого подшипника;
- При необходимости проводим замену деталей на новые (чаще всего в этом нуждается ведущая звездочка);
Монтаж системы сцепления бензопилы проводится в обратном порядке, однако при этом следует обращать внимание на некоторые особенности.
Нюансы при монтаже системы сцепления:
- На некоторых моделях бензопил между ведущей звездочкой и сцеплением может находиться шайба. Обратите внимание, какой стороной к двигателю она стоит;
- Некоторые приводы масляных насосов оборудованы специальной пружиной (усом), которая отвечает за передачу вращательного движения от ведущей звездочки на маслонасос. Важно так отрегулировать пружину, чтобы она свободным концом (усом) попадала в соответствующий паз на корпусе звездочки. В противном случае пильная гарнитура не будет смазываться;
Важно: после демонтажа и сборки сцепления обязательно проверяйте работу системы автоматической подачи масла.
Видео обзор
Обзор снятия муфты
Обзор ремонта сцепления бензопилы Stihl
Обзор замены сгоревшего сцепления бензопилы
Отзывы владельцев
Владимир Хлестов, 44 года, Армавир
«После полугода эксплуатации цепь на бензопиле стала крутиться постоянно. Решил, что проблемы с холостым ходом. Никакие регулировки карбюратора не помогли. В мастерской разобрали – оказалось лопнула пружина на муфте. Поменяли все за 10 минут, а я два месяца не мог найти неисправность. Главное – правильная диагностика неисправности.»
Ярослав Неделько, 31 год, Винницкая область
«Распиливаю в основном твердые породы древесины. Достаточно часто приходится точить цепь, да и ведущая звездочка изнашивается. Первый раз снимал сцепление – пришлось попотеть. Металл наглухо прикипел – не откручивается. Побрызгал керосином — не помогло. Только после использования в Дешки удалось сорвать. А все потому, что масло где-то протекало, вот и приварилась муфта к звездочке. Я так думаю.»
Андрей Косоглазов, 23 года, Приморский край
«После трех месяцев эксплуатации бензопилы в звездочке появился продольный паз – все работает, а цепь не вращается. Сказали, что проблема в сцеплении. Разобрать его совсем не трудно, главное найти съемник и не забывать, что гайка муфты имеет левую резьбу. Короче, открутил и поменял все без проблем. Работает отлично, и ничего там сложного не было, только аккуратно надо.»
Сцепление для бензопилы
Сцепление – это связующее звено, расположенное между силовым агрегатом и режущими органами бензопилы. Основная его функция – это передача созданного мотором вращательного усилия на пильную гарнитуру. Большинство современных бытовых и профессиональных бензопил комплектуются надежными металлическими деталями сцепления, но и они со временем полностью выходят из строя. Устранить поломку узла можно в домашних условиях, однако для этого необходимо тщательно изучить порядок разборки и особенности замены элементов сцепления своими руками.
Конструктивные особенности и схема работы сцепления
Большинство качественных бензопил известных брендов изначально оснащены центробежным сцеплением. Оно выделяется высокой надежностью, повышенным рабочим ресурсом и работает в автоматическом режиме, то есть самостоятельно срабатывает тогда, когда силовой агрегат достигает необходимой скорости вращения.
В устройство заводского центробежного механизма конструктивно входят долговечные фрикционные накладки, барабан сцепления для бензопилы и возвратные стальные пружины. Фрикционные накладки механизма способны двигаться радиально. Они подтягиваются к коленчатому валу пружинами при работе ДВС на небольшой скорости. Одновременно с этим приводится в действие штатный металлический барабан, который изначально соединяется со звездой режущей цепи. При наборе достаточно высокой скорости мотора, усилие встроенных пружин по отношению к создаваемой центробежной силы снижается. Это заставляет пружины прижиматься к внутренней поверхности барабана и приводить его в действие. Одновременно с этим начинает вращаться звездочка, отвечающая за работу пильной цепи. В разных типах сцепления бензопил она может быть расположена позади механизма сцепления или перед ним.
Такой принцип действия центробежного сцепления обладает одним важным преимуществом – механизм автоматически проскальзывает при заклинивании режущей цепи. Благодаря этому силовой агрегат не глохнет, а продолжает работать дальше.
Признаки неисправности сцепления бензопилы
Центробежная муфта сцепления бензопилы работает до той поры, пока из строя не выйдет один из ее штатных элементов. О поломке механизма оператору подскажут следующие признаки:
- постоянное вращение цепи при нестабильной работе силового агрегата – основная причина этой поломки заключается в лопнувшей стальной пружине. Чтобы решить проблему, потребуется замена пружины сцепления бензопилы . При этом важно учитывать конструктивные особенности механизма. К примеру, в устройстве бензопил бренда Stihl предусмотрены 3 пружины и столько же кулачков, а в моделях марки Husqvarna встроена всего 1 пружина и 2 кулачка. Если найти новую пружину оператору не удастся, значит потребуется заменить весь механизм;
- постоянное вращение цепи с образованием посторонних звуков со стороны сцепления – это происходит при слетевшей пружине и перегреве или повреждении кулачка. Чтобы найти причину поломки, нужно разобрать сцепление. Если кулачки посинели, значит они перегрелись. Это происходит из-за постоянной работы с бензопилой при включенном инерционном тормозе или в результате эксплуатации инструмента с тупой режущей цепью. Чтобы устранить поломку, потребуется полностью заменить сцепление;
- частые пробуксовки сцепления – причина поломки заключается в лопнувшей металлической пружине. Чтобы отремонтировать бензоинструмент, потребуется заменить весь механизм.
В каждом из этих случаев необходимо разобрать сцепление и осмотреть все его внутренние детали. Помимо замены неисправных элементов оператору также потребуется тщательно очистить механизм от пыли и мелких опилок – это продлит сроки эксплуатации остальных элементов заводской муфты.
Как снять сцепление на бензопиле?
Чтобы снять сцепление с бензопилы , оператору нужно придерживаться определенного алгоритма действий.
Для этого нужно:
- Демонтировать режущую гарнитуру, отвернув 2 крепежных винта металлической направляющей;
- Снять верхнюю часть корпуса поролонового воздушного фильтра и извлечь защитную крышку муфты;
- Заблокировать движение коленчатого вала. Для этого необходимо снять крышку защиты пускового механизма и вкрутить 2 стальных болта в штатный ротор встроенной системы зажигания. Другой вариант – выкрутить свечу и аккуратно опустить штатный поршень, заблокировав его там при помощи мотка плотной веревки;
- Осторожно снять саму муфту, поворачивая ее строго по ходу стрелки часов. Для этого подойдет ключ из комплекта поставки бензопилы или самодельный инструмент, сделанный из старой шины с предварительно установленными на нее двумя болтами;
- Аккуратно демонтировать барабан и штатную ведущую звезду. Производить регулярную замену барабана нужно после использования двух направляющих шин – в будущем это правило позволит снизить нагрузку на силовой агрегат бензопилы и продлить сроки эксплуатации его поршня;
- Установить новую муфту и аккуратно завернуть ее против хода стрелки часов. Для этого оператор должен повторно заблокировать коленчатый вал мотора;
- Для окончательной фиксации нового зажигания необходимо перевести рукоятку инерционного тормоза вперед, завести ДВС бензоинструмента и вернуть рукоятку в предыдущее положение.
Во время обслуживания муфты перед тем, как собрать сцепление на бензопиле , нужно тщательно смазать его внутренние комплектующие. Без нужного количества смазки механизм будет регулярно перегреваться, а его детали – деформироваться и терять свое изначальное положение по отношению друг к другу.
Как увеличить рабочий ресурс муфты?
Чтобы избежать незапланированного ремонта, оператору бензиновой пилы нужно придерживаться определенных рекомендаций. Они помогут продлить сроки эксплуатации сцепления цепной бензопилы и защитят ее от повреждений основных действующих элементов.
К этим рекомендациям относятся:
- регулярная смазка деталей муфты;
- своевременная очистка механизма от пыли и засохшего масла;
- эксплуатация бензопилы только с полностью исправной шиной и качественно заостренной цепью;
- избежание попаданий установленной режущей гарнитуры на твердые металлические предметы.
Повышенный износ сцепления бензопилы происходит из-за неправильно установленного рычага тормоза. Чтобы избежать дальнейшей поломки, оператор должен постоянно проверять рычаг, не допуская, чтобы цепь вращалась при включенном инерционном тормозе.
Замена сцепления на бензопиле: основные правила, последовательность работы
Сцепление бензопилы – деталь, которая очень часто подвержена различным поломкам. Относится к числу расходных материалов. Оно состоит из маховика, муфты, модуля зажигания, глушителя и монтажной втулки. К наиболее частым причинам поломки относится лопнувшая или смещенная пружина, скол на барабане сцепления для бензопилы. Муфта сцепления бензопилы выполняет функцию торможения при уменьшении оборотов, поэтому подвержена огромным нагрузкам, что также чревато поломками.
Замена этого механизма имеет некоторые отличия, зависимо от бренда. В целом же алгоритм самостоятельной замены одинаков. Конечно, если есть возможность – лучше обратиться в специализированный сервисный центр. О нюансах правильного снятия механизма и замены пружины сцепления бензопилы своими руками мы расскажем Вам в этой статье.
Как снять сцепление на бензопиле?
Для того чтобы снять сцепление с бензопилы, в первую очередь следует быть внимательным и осторожным, чтобы не повредить ничего лишнего.
Выполнять эту операцию следует по такому алгоритму:
- Снимите пильную шину и цепь. Для этого открутите ручной тормоз цепи, потянув ручку на себя. Затем демонтируйте шину, удалите загрязнения.
- Снимите кожухи с воздушного фильтра и сцепления.
- Заблокируйте коленвал. Это обязательная процедура для избегания его вращения во время работы. Для этого выкрутите свечу зажигания, зафиксируйте поршень в нижней «мертвой» точке и проденьте в свечное отверстие веревку.
- С помощью специального ключа снимите сцепление. Откручивать его нужно по часовой стрелке, поскольку у него обычно левая резьба.
- Заменяем поврежденные детали. Собрать сцепление бензопилы следует в обратном порядке, в котором проводился разбор.
Подробно о том, как проводить эту процедуру, рассказано на видео:
Рекомендации при замене сцепления на бензопиле
Кроме основных правил работы, рассказанных в предыдущем разделе, стоит помнить о некоторых нюансах при замене сцепления. Используйте только оригинальные детали производителя – это залог долгой и продуктивной работы инструмента. Резьба сцепления на всех бензопилах любого производителя всегда левая. Перед снятием муфты тщательно удалите с инструмента всю грязь и пыль, чтобы она не попала внутрь. При обратной сборке не забывайте ставить на место все мелкие детали, в том числе шайбы и подшипники. Следите за установкой спецпружины (она есть не во всех бензопилах) – при ее неправильной установке не будет подаваться масло на пильную шину.