Такелажное оборудование и монтажные приспособления для такелажных работ
Такелажные приспособления, средства и механизмы
Практически на каждом промышленном предприятии возникает необходимость в монтаже, погрузке, перевозке крупногабаритных грузов или оборудования. Зачастую выполнить такую работу возможно только с помощью такелажного оборудования, которое включает в себя целый набор специальных приспособлений и техники, начиная от тросов и цепей и заканчивая кранами манипуляторами.
Что такое такелажные работы
Т акелажные работы — это комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки. В отличие от обычных погрузочно-разгрузочных работ, такелажные услуги предполагают применение специальных приспособлений и механизмов. Традиционно такие работы применяются для погрузки или выгрузки крупногабаритных или тяжелых грузов, вес и конфигурация которых не дает возможности производить эти операции вручную.
Одна из основных областей применения данного вида работ — перевозка оборудования промышленного назначения. Такелаж оборудования используется не только с целью облегчения задачи грузчикам.
Погрузка станков, верстаков, конвейеров и других элементов технологических линий с применением такелажной оснастки способствует четкой организации процесса, позитивно отражается на сроках выполнения работ, а также обеспечивает сохранность дорогостоящего оснащения.
Сегодня профессиональный такелаж оборудования востребован практически во всех отраслях народного хозяйства — от металлургического комплекса до пищевой промышленности. Помимо этого с помощью такелажников может производиться перевозка сейфов, крупногабаритных музыкальных инструментов, торгового оборудования и других грузов.
Такелажные приспособления
Такелаж — это набор средств, механизмов и приспособлений для крепления и перемещения грузов. Профессиональный такелаж включает в себя следующую оснастку: тросы, карабины, канаты, цепи, крюки, веревки, стропы и пр.
Иногда данный термин может служить обозначением действия, направленного на погрузку или выгрузку тех или иных грузов, являясь синонимом таких словосочетаний, как «такелажные услуги» или «такелажные работы».
Правда, в отличие от «такелажных работ», «такелажные услуги» подразумевают вспомогательные операции — такие как предварительная упаковка требующего перемещения оборудования, или изготовление поддонов для перевозки груза.
Канаты
Стальной канат (трос) – необходимый элемент механизмов и оборудования для подъема и перемещения грузов.
Изготавливается из отдельных стальных проволок, часто с добавлением синтетического или растительного сердечника. Сердечник необходим для опоры стальным проволкам каната, позволяет уменьшить поперечную деформацию каната, уменьшает радиальные нагрузки.
Производство стальных канатов осуществляется, в частности по стандартам DIN 3052, 3053, 3055, 3060, 3062.
По свивке (конструкции) — канат 1*7, 1*19 состоит из проволок, свитых в одну прядь. Конструкция каната 6*7 означает 6 прядей по 7 проволок в каждой, аналогично 6*19, 6*37 и т.д. Чем больше концентрических слоев, тем прочнее канат.Канаты различаются:
- По типу покрытия — оцинкованные канаты, канаты в оболочке (ПВХ). Оболочка (изоляция) обычно производится из поливинилхлорида. Она необходима для защиты каната от коррозии под воздействием погодных условий. При это трос в оплетке не изменяет своих параметров по прочности, грузоподъемности и приобретает дополнительную защиту, что продлевает срок его службы
- По типу стали – канаты из нержавеющей стали, стали высокого качества и др.
Стропы
Отрезки канатов, соединенные в кольца или снабженные специальными подвесными приспособлениями, обеспечивающими быстрое, удобное и безопасное закрепление грузов, называют стропами. По конструкции стропы бывают гибкие и жесткие.
Гибкие стропы, изготовляемые из отдельных кусков каната или цепей, подразделяют на:
Полиспасты и блоки
Блоки — это простейшие механизмы для подъема грузов. Они входят в состав большинства грузоподъемных механизмов.В зависимости от числа роликов различают одно — и многороликовые блоки.
Однороликовые блоки, служащие только для изменения направления каната или цепи, называют угловыми, или отводными блоками. Диаметр ролика в блоке должен составлять не менее 16-20 диаметров каната, а глубина ручья ролика должна превышать диаметр каната не менее чем на 4-5 мм. Это учитывают при выборе блока.
Систему, составленную из подвижных и неподвижных блоков, через ролики которых пропущен канат или цепь, называют полиспастом.
а) – монтажный блок; б) – полиспаст.
Лебедка
Самая востребованная такелажная техника. Представляет собой грузоподъемную машину, в которой канат или цепь, служащие в качестве рабочего элемента, наматываются на барабан, канатоведущий шкив или звездочку.
Лебедки позволяют поднимать и перемещать тяжеловесные грузы по горизонтальному или наклонному пути, что часто применяется такелажниками при погрузке таких грузов в транспортное средство для перевозки.
Ассортимент лебедок очень широк: с ручным приводом, электроприводом, двигателем внутреннего сгорания, гидравлическим, пневматическим и паровым приводом.
Опорные конструкции
При проведении строительных, монтажных или ремонтных работ не обойтись без специальной техники, предназначенной для переноски грузов, роль которой зачастую выполняют погрузчики, краны манипуляторы и кран-балки, выполненные в виде опорного или подвесного моста.
Кран-балки или тельферы, являются разновидностью подъемного крана, но могут использоваться в малогабаритных помещениях или на складах, где нет достаточного места для транспортных маневров.
Сфера применения этой многофункциональной металлоконструкции столь велика, что трудно себе представить работу производственного предприятия или склада без грузонесущего тельфера, управляемого посредством дистанционного пульта.
Современная кран-балка может по желанию владельца оборудоваться грузозахватом или переключателем скоростей, быть пожаро и химически взрывозащищенной, использоваться в условиях повышенных температур и обладать другими полезными свойствами.
Требования к оборудованию
Для повышения производительности труда при выполнении строительно-монтажных работ большое значение имеет механизация погрузочно-разгрузочных операций и транспортирования материалов и изделий.
В качестве погрузочно-разгрузочных средств применяются блоки, полиспасты, тали и тельферы, лебедки, домкраты, краны, автогидроподъемники и т.д. Неотъемлемыми элементами всех такелажных работ являются веревки, канаты и стальные тросы, к которым предъявляются жесткие требования по прочностным характеристикам.
Все эти элементы такелажных работ подлежат периодическому осмотру с целью выявления местных разрушений и испытанию на прочность. Срок службы каната (троса) во многом зависит от числа перегибов на блоках и барабанах, а также от соотношения между диаметрами каната и барабана.
[attention type=yellow]Важно! При выборе того или иного типа троса или каната руководствуются расчетным усилием его разрыва и коэффициентом запаса прочности, который выбирается в зависимости от условий работы каната.[/attention]
Для чалочных канатов, используемых для обвязывания грузов и подвешивания их к крюкам подъемного механизма, коэффициент запаса прочности принимается равным 12, поскольку при обвязке канаты изгибаются с малым радиусом кривизны и в них возникают большие дополнительные напряжения.
Техника безопасности
Такелажные работы сопряжены с определенным риском и опасностью травматизма. Представляем перечень предупредительных мер, соблюдение которых способно предотвратить опасную ситуацию.
- Перед началом процесса сотрудник обязан проверить исправность основного и вспомогательного оборудования. В случае поломки надо выполнить ремонт и провести профилактику всех узлов и подвижных соединений.
- Во избежание несчастных случаев вокруг производственной площадки должна быть натянута оградительная лента, которая воспрепятствует попаданию посторонних лиц на территорию опасной зоны.
- Запрещено находиться под грузом в процессе его подъема, спуска или перемещения.
- При всех видах работ необходимо использовать дополнительное страховочное оснащение.
[attention type=green]Соблюдение этих правил даст возможность такелажнику избежать травматизма и выполнить свои обязанности наиболее эффективно.[/attention]
Классификация объектов
Такелажные работы вполне подразумевают перевозку крупногабаритной неразборной мебели, музыкальных инструментов, например, концертного рояля. Кроме того, договор на такелажные работы может включать демонтаж производственного, торгового, игрового, банковского и прочего оборудования, а также каких-либо инженерных конструкций, например, рекламных щитов.
Существуют следующие виды такелажных работ:
Такелажное оборудование и монтажные приспособления для такелажных работ
Безопасность производства такелажных работ во многом зависит от качества изготовления и состояния такелажной оснастки и монтажного оборудования и приспособлений.
Правильно, в соответствии с расчетом примененные стропы и грузозахватные приспособления, монтажные блоки и полиспасты, домкраты, якоря, траверсы должны обеспечивать полную гарантию безопасности людей, участвующих в такелаже, а также сохранность грузов при их перемещении и монтаже. Каждый ИТР монтажной организации должен уметь правильно выбирать и точно рассчитывать требуемые для производства такелажных работ оснастку, приспособления, оборудование и инструменты.
Проверочные расчеты конструкции такелажной оснастки, приспособлений и оборудования особенно необходимы, когда отсутствуют сертификаты заводов-изготовителей, паспорта на оборудование или ярлыки (бирки) на оснастку.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Стропы. Строповка грузов — одна из ответственных операций при выполнении такелажных работ. Конструкции стропов должны обеспечивать полную безопасность и удобство работ, а также возможность быстрой строповки и расстроповки груза.
Способ строповки каждого конкретного груза обязательно должен указываться в ППР или ТК. Стропы, как правило, изготовляются из стальных канатов, реже — из цепей. Для погрузо-разгрузочных работ применяют стропы и захваты различных конструкций. Стропы изготовляются из мягких стальных канатов типа ТК6Х37, ТК6Х61 с пределом прочности проволок 1700—1900 Н/мм2. В практике такелажных работ применяют несколько типов стропов, однако наибольшее распространение полу-, чили стропы универсальные и облегченные.
При изготовлении универсального стропа концы каната необходимо сращивать сплеткой, при этом длина сплетки должна быть не менее 40 диаметров каната. Запрещается сращивать концы каната на сжимах внахлестку. На концах облегченных стропов предусматривают коуши или присоединяют крюки. Длина сплетки должна быть не менее 20 диаметров каната.
Рис. 1. Стропы канатные:
а — универсальный; б — облегченный; в — примеры строповки
Грузоподъемность стропов определяется разрывным усилием каната, применяемого для изготовления стропов, с учетом количества ветвей и коэффициента запаса прочности стального каната.
Расчет усилий в ветвях стропа при подвеске груза можно вести двумя способами: пользуясь заложением ветвей стропа (1) или тригонометрической функцией угла а между Ветвями стропа и вертикалью (2).
Рис. 2. Строповка груза:
При такелажных работах необходимо учитывать уменьшение несущей способности канатов в его узлах.
Счалка (сплетение) концов канатов между собой — надежное соединение, часто применяемое при такелажных работах. Счаливать концы канатов допускается только при условии одинаковой их конструкции и диаметра. Для выполнения чалочных работ применяют следующие инструменты: свайку для раздвигания прядей; разводку; Т-образную подбойку (большую и малую); круглое шило клещи-кусачки для откусывания прядей и проводок; палку деревянную диаметром 30 и длиной 1000 мм; пеньковый канат; деревянные молотки # различных размеров; нож для удаления органического сердечника; слесарный молоток. Кроме того, необходимо иметь переносные тиски для зажима каната и закрепления коушей, катушки с мягкой проволокой для обмотки и закрепления канатов, круглые клинья из твердого дерева, переносные зажимы для канатов. Наряду с изготовлением петель способом сплетения их прядей изготовляют петли способом опрессовки при помощи овальной пустотелой алюминиевой гильзы или оцинкованной трубки. Таким способом разрешается соединять канаты диаметром до 35 мм.
Рис. 3. Инструменты для чалочных работ
Захватные устройства такелажных и монтажных приспособлений (петли, карабины, крюки), используемые при такелажных -работах, должны исключать возможность самопроизвольного расцепления в процессе перемещения грузов и монтажа оборудования. Желательно использовать при такелажных работах полуавтоматические и автоматические захватные устройства.
Для подъема грузов массой до 15 т пользуются инвентарными стропами, проверенными нагрузкой и соответственно замаркированными.
Рис. 4. Полуавтоматические стропы: нескольких инвентарных стропов и траверс
Рис. 5. Строповка груза большой массы:
При строповке поднимаемого или перемещаемого груза необходимо определить местоположение его центра тяжести. Правильная строповка будет осуществлена лишь тогда, когда ось крюка грузоподъемной машины или механизма совпадает с центром тяжести поднимаемого или перемещаемого груза. Чаще всего центр тяжести груза определяется опытным или пробным путем.
Прикрепление концов каната к барабанам лебедок, крюкам грузоподъемных механизмов и поднимаемым грузам необходимо выполнять одним из трех способов: заплеткой, сжимами, клиновыми зажимами.
Сжимы следует* ставить так, чтобы дужка приходилась со стороны короткого конца каната, и затягивать их необходимо так, чтобы канат был обжат примерно на его диаметра. Наиболее простым и распространенным при монтаже является закрепление каната сжимами. Такое закрепление особенно удобно при отсутствии опытных счальщиков, а также в тех случаях, когда требуется быстро произвести надежное крепление конца каната на месте монтажа.
В зависимости от диаметра каната и необходимой степени прочности закрепления применяют различные сжимы (литой, обыкновенный, кованый, клиповый и др.) и устанавливают различное их число. Расстояние между сжимами обычно принимают не менее 6 диаметров каната. Болты сжимов следует затягивать до отказа равномерно на всех установленных сжимах. Для стальных проволочных, канатов в основном применяют литые и кованые сжимы. Сжимы должны размещаться так, чтобы -затягивающие гайки располагались со стороны рабочей ветви каната. Концы канатов закрепляют сжимами через коуш, который предохраняет канат от расплющивания и расслоения прядей и проволок на перегибах. Размеры коушей в зависимости от диаметра каната установлены ГОСТ 2224—72*.
Рис. 6. Различные конструкции сжимов и крепление каната на барабане лебедки:
а — литой рожковый сжим: б—обыкновенный сжим; в — кованый сжим; г — клйновой сжим; д — клиновое крепление каната; е — крепление каната прижимными болтами; 1 — рамка; 2 — скоба (дужка); 3 — пластина; 4 — щека; 5 —клин; 6 — канат; F — сила трения между барабаном, канатом и нажимной планкой; Т — усилие для расчета крепления каната на барабане
Грузоподъемные приспособления подвергаются испытаниям. Результаты приемочных и периодических испытаний заносят в соответствующий журнал, учитывающий эксплуатацию такелажных приспособлений. После проведения технического освидетельствования на каждом приспособлении необходимо закрепить бирку (ярлык) с указанием грузоподъемности и даты испытания. Все работы со стальным канатом должны проводиться только в рукавицах.
Домкраты, гаки, полиспасты, блоки. Для подъема или перемещения груза на незначительное расстояние следует использовать реечные, винтовые, клиновые и гидравлические домкраты.
Перед началом работы с домкратами необходимо:
— проверить износ винта, и гайки винтового домкрата и зубцов шестерни реечного домкрата (износ не должен превышать 20%);
— уложить под основание домкрата про.чную металлическую пластину;
— установить домкрат без перекоса и следить за тем, чтобы головка его опиралась на площадь поднимаемого ось установленного домкрата должна совпадать с направлением перемещения поднимаемого или перемещаемого груза.
Рис. 7. Реечный домкрат: груза всей своей поверхностью во избежание соскальзывания;
Рис. 8. Специальные винтовые домкраты:
Для правильного выбора домкратов необходимо помнить, что реечные домкраты имеют грузоподъемность 1,5—2,0 т и высоту подъема 350—400 мм, винтовые —от 3 до 20 т и высоту подъема 130—350 мм, гидравлические—от 3 до 750 т и высоту подъема 150 мм,; клиновые— от 5 до Юти высоту подъема 10—15 мм. Рычажно-реечные домкраты должны быть снабжены устройством, исключающим возможность самопроизвольного опускания груза при снятии усилия с рычага или рукоятки. Клиновые домкраты применяют для выверки устанавливаемого оборудования.
Рис. 9. Клиновый домкрат:
1 — корпус; 2—подъемная плнта; 3 — клин со встроенной ганкой; 4 — винт
При работе домкратами запрещается:
— поднимать груз, масса которого больше грузоподъемности домкрата;
— удлинять рычаг домкрата;
— пользоваться домкратом, не имеющим храповика; пользоваться винтовым дбмкратом с поврежденной резьбой;
— держаться руками за головку домкрата во время подъема.
Домкраты разрешается применять только после очередного их испытания на предельную паспортную нагрузку, увеличенную при периодических испытаниях на 10%. Домкрат должен находиться под этой нагрузкой в течение 10 мин, причем винты (рейки, шток) должны выдвигаться в крайнее верхнее положение.
Рис. 10. Гидравлический домкрат:
1 — рукоятка; 2 — валик; 3 — резервуар; 4— манжеты; 5 — поршень; 6 — цилиндр высокого давления; 7—нагнетательный клапан; 8 — всасывающий клапан: 9 — плунжерный насос; 10 — отверстие для присоединения манометра; 11 — спускной вентиль
У гидравлических домкратов к концу испытания падение давления в гидросистеме не должно быть более 5%. Домкраты испытываются не реже 1 раза в год, и результат испытания должен быть занесен в паспорт домкрата. Освобождать домкрат из-под поднятого груза и переставлять его разрешается лишь после укрепления груза в поднятом положении. Поднимать трансформатор или другое тяжеловесное оборудование домкратом разрешается только за подъемные скобы, приваренные к днищу бака или кожуха, и на высоту, достаточную для подведения и закрепления катков (тележек) или шпальной клетки (подкладки).
Домкраты должны устанавливаться на деревянные подкладки в устойчивое положение, для чего необходимо подкладывать упорные бруски между лапами домкратов и скобами трансформаторов, как показано на рис. 35. Подъем трансформатора или другого тяжеловесного оборудования необходимо производить постепенно то с одной, то с другой узкой стороны, подкладывая при этом под поднятые края днища доски толщиной 50, шириной 200 мм и длиной 1 м и заменяя их по мере подъема шпалами. Категорически запрещается перегружать домкраты или допускать неравномерность нагрузки.
На иогрузо-разгрузочных и монтажных работах рекомендуется применять крюки (гаки) с предохранительными замыкающими устройствами, что предотвращает соскальзывание стропа с крюка. При постоянной эксплуатации крюк изнашивается, на нем появляются трещины, надрывы, искривления. Все крюки грузоподьемных машин и механизмов должны периодически осматриваться (машинистом крана), и если износ крюка в зеве достиг 10% проектной высоты сечения, его необходимо заменить. Крюк также должен быть забракован при появлении на нем трещин, надрывов и искривлений.
Рис. 12. Подъем трансформатора с помощью домкратов:
а — общий вид; б — деталь установки домкрата
На всех крюках должны быть сделаны яркой краской надписи, указывающие номер крюка по ГОСТ , максимальную грузоподъемность, наименование завода-изго.-. товителя и дату выпуска. Запрещается пользоваться грузоподъемным блоком или полиспастом, не имеющим’ заводского клейма, указывающего его грузоподъемность.
Блоки входят в состав большинства грузоподъемных машин и различаются по числу роликов и грузоподъемности. В такелажных приспособлениях применяют монтажные блоки однорольные и многорольные.
Грузоподъемное устройство, состоящее из двух и более монтажных блоков, соединенных между собой канатом, называется полиспастом. При такелажных работах полиспасты применяют в основном с целью получения выигрыша прилагаемой силы, хотя при этом теряется скорость перемещения груза. В скорости проигрывают во столько ‘ раз, во сколько выигрывают в силе.
Такелажникам необходимо помнить, что если число ветвей (канатов) полисцаста, на которые распределяется масса груза, четное, то конец каната следует закреплять на неподвижном, верхнем блоке. Если же число ветвей полиспаста .нечетное, то конец каната закрепляют на нижнем, подвижном блоке. При выполнении такелажных работ наиболее часто применяют полиспасты с числом ветвей от 2 до 6 со сбегающим тяговым канатом с неподвижного блока. Грузоподъемность полиспаста находится в прямой зависимости or числа рабочих ветвей.
Рис. 13. Блоки:
а — однорольный; б — двухрольный; 1 — грузовой крюк или петля; 2 — роликов; 3 — тяги; 4 — щеки; 5 —ролики; 5 —траверса; 7 — ось с роликом для крепления каната
Механизмы, инструменты и машины для такелажных работ
Для проведения такелажных работ используется много оборудования. Это крепежи, грузозахватные конструкции, тележки, краны.
Материалы
Такелажные крепления — это элементы, которые широко используются при транспортировке крупных грузов. Их ассортимент довольно велик. Сюда относятся:
- крюки и гаки — изделия из металла, напоминающие полумесяца, к которым цепляют груз (бывают одно- и двурогими);
- различные карабины — соединительные звенья между двумя предметами с петлями;
- гайки и болты с кольцом — в отличие от привычных строительных крепежей, изделия снабжены кольцами, в которые продевают тросы, цепи;
- коуш — оправка в виде капли или треугольника, имеющая снаружи желоб для троса, который она защищает от излома и истирания;
- талреп (стяжка) — устройство, которым стягивают или выбирают слабину кабелей, такелажа;
- зажимы для тросов — формируют надежное соединение;
- скобы — используются, в частности, для соединения разных частей такелажа между собой.
Одним из основных элементов, необходимых для ведения подъемных работ, является канат. Такие изделия изготовляют из стали, растительного сырья — джута, пеньки, кокоса, хлопка, банановых пальм и др., синтетических нитей — например, полипропиленовых. Встречаются варианты из нескольких видов волокон — комбинированные.
Канат выбирают с учетом условий, в которых его планируют использовать. При этом обращают внимание и на свивку — одинарную, двойную или тройную, материал, из которого изготовлен сердечник. Основные характеристики указываются на ярлыке изделия.
Устройства для такелажных работ
Для подъема тяжелых грузов используется немало механизмов, которые помогают свести к минимуму применение людской силы.
Грузозахватные приспособления для такелажных работ
Без таких приспособлений подъем грузов невозможен. Их различают по назначению, форме, массе перемещаемых предметов:
- поддерживающие — сих помощью зацепляют тяжести (подхваты, траверсы, стропы);
- зажимные — с ними зажимают поднимаемые предметы, которые удерживаются благодаря силе трения; бывают клещевыми, фрикционными, эксцентриковыми;
- притягивающие — притягиваются к поднимающему устройству за счет магнитного или электромагнитного поля, вакуума;
- зачерпывающие — груз размещается внутри таких инструментов; они бывают грейферными, ковшовыми, совковыми.
Лебедки и тали
Это приспособление, которое перемещает грузы при помощи тяговой цепи или каната (цепные и канатные). Оно состоит из барабана, на который наматывается трос, и передачи, предназначенной для уменьшения нагрузки. Эта установка крепится на специальной раме. Почти в каждой модели есть храповик, который останавливает движение троса в нужный момент.
Лебедки бывают ручными и электрическими. В последнем случае как источник энергии применяется бензиновый двигатель. Различают также неподвижные (закрепленные к конструктивным элементам здания или сооружения) и мобильные (устанавливаются на тележках) модели. Они могут содержать один или более барабанов, которые, в свою очередь, бывают гладкими, фрикционными, нарезными.
Таль — механизм, который по устройству напоминает лебедку, и используется с той же целью. Оборудование оснащается крюковой подвеской и часто — монорельсом. Однако не все тали перемещаются по горизонтали.
Особенности конструкции влияют на принцип работы. Когда задействуют таль, груз подвешивается на крюк и поднимается. При перемещении по горизонтали его сначала поднимают, а потом передвигают по монорельсу. Лебедка позволяет подтянуть предмет к определенной точке в вертикальном или горизонтальном направлении. Для этого, как при работе с талью, не нужно приподнимать груз.
Полиспаст
Это приспособление, состоящее из шкива — металлического колеса с желобом и гибкой связи. В качестве последней используют трос, канат, цепи. Плавное движение обеспечивают роликовые подшипники. Один шкив — это блок. В конструкции полиспастов их несколько. В составе механизма блоки закрепляют жестко или подвижно (по ходу работы они меняют положение).
Работает полиспаст как рычаг, уменьшая усилие, которое необходимо приложить для поднятия тяжестей. Рычагом в этом случае выступает трос. По количеству блоков узнают, во сколько раз меньше усилий нужно приложить для перемещения груза. Два шкива — двухкратный выигрыш, три — трехкратный и так далее.
По сложности конструкции полиспасты разделяют на простые, сложные и комплексные. В зависимости от задачи, которую следует выполнить, они бывают силовыми и скоростными.
Полиспасты — часть подъемных механизмов и вылета стрелы кранов и такелажных приспособлений. Самостоятельно их применяют для перемещения шлюпок, других небольших грузов, которые перевозят в том числе и автомобильным транспортом.
Домкрат
Этот механизм служит для подъема груза, который опирается на него. Обычный простой домкрат состоит из подвижной полосы с насеченными зубьями, захватываемой шестерней, которую вращают при помощи рукоятки. Составляющие участи укрепляются в тумбе. Она упирается в землю. Когда вращают рукоятку, зубчатка перемещается вверх и поднимает тяжесть. Опускание полосы невозможно, пока в нее упирается собачка, фиксирующая механизм в нужном положении.
Существуют и более совершенные модели домкратов. Они бывают реечными, винтовыми, гидравлическими, пневматическими. Критериями для выбора этого инструмента для такелажных работ являются:
- грузоподъемность;
- высота, на которую поднимается груз;
- высота подхвата.
Такелажные тележки
Тележки служат для перемещения тяжелых грузов по рабочей площадке, до места погрузки или с разгружаемого автомобиля на склад.
Эти устройства состоят из нескольких частей:
- рабочая поверхность, выполненная в виде вил или платформы, на которую ставят груз;
- роликовые колеса, количество которых отличается в зависимости от модели;
- ручка, предназначенная для того, чтобы оператор «рулил» транспортным средством;
- тормоза, упрощающие передвижение грузов по наклонным поверхностям и исключающие самовольное перемещение без контроля обслуживающего персонала;
- гидравлическая система — устанавливается на моделях, которые также предназначены для подъема грузов.
Тележки представлены в огромном разнообразии, например:
- с поворотными и неповоротными роликами — первые обладают большей устойчивостью, вторые — маневренные;
- с функцией подъема — позволяют поднимать тяжести на малуювысоту;
- самоходные— помогают автоматизировать производственные процессы на складах с большим грузопотоком.
Некоторые модели перевозят грузы весом до 32 тонн.
Лом такелажный
Этот инструмент помогает оторвать от пола и поднимать на незначительную высоту предметы с низким профилем. Устройство оснащено опорными роликами, которые позволяют также передвинуть груз на небольшое расстояние, установить его на такелажную платформу.
Такелажные платформы
Эту разновидность оборудования еще называют подкатными опорами. Это стальная транспортировочная конструкция, на которой транспортируют особо тяжелые установки. Одним из приемов такелажных работ является использование нескольких таких платформ, когда речь идет о перемещении крупногабаритных грузов. Для удобства транспортировки платформы оснащены ручками для захвата.
Подъемные машины
При передвижении тяжеловесных и крупногабаритных грузов прибегают к помощи подъемных кранов. Они отличаются друг от друга по конструкции, что определяет и место их применения.
Портальные
Они бывают монтажными, перегрузочными, доковыми, и состоят из поворотной стрелы. Это оборудование базируется на портале, который передвигается по подкрановым путям. Кран устанавливается на полупортал, который делает возможным проезд транспорта. Эти машины имеют узкую специализацию и используются преимущественно в портах для строительства гидротехнических сооружений.
Мостовые
Это конструкция, где главный элемент — опорный или подвесной мост. В качестве опоры выступает крановый путь. Грузовая тележка перемещается по мосту. Захватный элемент — крюк, грейфер или магнит. Рельсы прокладывают по стенам или эстакадам вне здания. Достоинством такого оборудования является то, что основная площадка остается свободной. Используют такие механизмы в закрытых помещениях или под навесом.
Мостовые краны бывают одно- и двухбалочными. Первые выгоднее использовать, когда важна маневренность машины. Самый распространенный вид этого механизма — кран-балка. Она перемещает грузы в вертикальном и горизонтальном направлении.
Консольные
Такие краны конструируют настенно-консольными и колонными. Первый тип подъемной машины представляет собой ферму для передвижения настенной тележки с лебедкой. Используется такое оборудование в небольших цехах, часто — вместе с мостовыми кранами. В колонных моделях настенную ферму заменяет стационарная колонна.
Козловые
В том случае конструкция упирается опорными балками в крановой путь, который чаще прокладывают на открытых площадках. Краны применяют для обслуживания складских помещений, штучных грузов, контейнерных перевозок.
Штабелеры
Внешне они напоминают балку. Из конструкционных особенностей отмечается применение вилочного штабелера вместо тали. Эти механизмы удобнее погрузчиков, поскольку способны передвигаться в узком пространстве.
Порядок выполнения работ с подъемными кранами
Выполнение погрузки и разгрузки с использованием подъемных машин включает несколько этапов:
- кран перемещают и ставят в рабочее положение (устанавливают на выносные опоры);
- устраивают зону безопасности в месте погрузки-разгрузки;
- поверяют исправность такелажных инструментов, приспособлений, механизмов;
- осматривают и выполняют строповку перемещаемого груза, закрепляют оттяжки у длинномерных предметов;
- проводятнеобходимые действия по сигналам;
- расстроповывают грузы, снимают оттяжки.
Работы осуществляют в соответствии с установленными правилами, технологическими схемами операций, разработанными на основании ГОСТ 12.3.009.
Адекватный выбор инструментов и механизмов ускоряет ход такелажных работ и позволяет правильно распределять ресурсы. Это также является гарантией сохранности груза и здоровья рабочих.
Такелажные приспособления, средства и механизмы
Любое промышленное производство в той или иной степени связано с монтажом габаритных и сложных грузов. Во многих случаях человек самостоятельно выполнить такую работу не может. Для этого используются такелажные средства, механизмы и приспособления. С их помощью перемещение, разгрузка, погрузка объектов любой конфигурации и веса становится доступной.
Такелажные работы
Они представляют собой операции, связанные с подъемом, удержанием и перемещением разных объектов – деталей, узлов, оборудования. Ключевым отличием этих работ от обычных погрузочно-разгрузочных заключается в применении специальных устройств. Зачастую такелажные средства, приспособления имеют специфическую конфигурацию. Их использование обуславливается невозможностью осуществления перемещения объектов ввиду их габаритов, веса другими способами. Сроки выполнения работ, а также их стоимость определяются сложностью операций, особенностью груза, а также наличием специализированных организаций в регионе.
Назначение
Такелажные механизмы – приспособления , используемые для перевозки крупногабаритного оборудования. Основная задача работ с применением специальной техники заключается не в исключении участия человека в них, а в повышении эффективности операций. Услугами такелажников пользуются промышленные предприятия. Такелажные приспособления позволяют в кратчайшие сроки перемещать ленточные конвейеры, станки, верстаки и другое крупногабаритное оборудование. Кроме этого, спецтехника позволяет повысить безопасность операций и обеспечить сохранность груза. Такелажные приспособления используются не только в промышленности, где транспортировка оборудования выступает одним из важнейших звеньев рабочего процесса. Часто спецтехника применяется в бытовой сфере. Например, к услугам специализированных организаций прибегают при необходимости перевезти сейфы, музыкальные инструменты, мебель и пр.
Такелажные приспособления
Предприятия, предлагающие услуги по перемещению крупногабаритного груза, применяют в своей работе различные устройства. Все они объединены термином “оснастка”. На практике используются в основном следующие такелажные приспособления :
Канаты
Как правило, применяются стальные, капроновые и пеньковые тросы. Последние могут быть смольными или бельными. Они отличаются по технологии производства. Пеньковые нити, пропитанные смолой, считаются более практичными. Кроме этого, они обладают высокой прочностью. Бельные канаты – более гибкие. Они имеют меньший запас прочности и не используются для механизмов, оснащенных машинным приводом. Для монтажных работ такие канаты используются редко. Стальные тросы отличаются по форме сечения и классифицируются по конструктивному признаку. Как правило, используются круглые и плоские канаты с одинарной, двойной, тройной свивкой.
Стропы
Эти такелажные приспособления представлены отрезками канатов разной конфигурации. Стропы используются для надежного и быстрого закрепления транспортируемого груза. Они могут быть электронными и ручными. Стропы используются при непосредственной погрузке/разгрузке. Максимальная высота, на которую может подниматься груз, – 3 м. Предельный вес объектов, для перемещения которых используются стропы, – до 10 тонн. Для подъема на небольшую высоту используются домкраты. Они могут быть винтовыми, реечными, клиновыми, гидравлическими.
Полиспасты и блоки
Эти механизмы, как правило, входят в состав разного грузоподъемного оборудования. Полиспаст представляет собой самое простое подъемное устройство, состоящее из блоков. Последние соединяются канатом. Блоки отличаются по числу роликов (одно- и многороликовые).
Лебедка
В ее конструкцию входят блоки или полиспасты. С помощью этих элементов осуществляется непосредственное поднятие груза. Лебедки различают по типу привода. Он может быть электрическим или ручным.
Опорные конструкции
Зачастую такелажные работы предполагают подвешивание и удержание груза на конструкции, которая сможет выдержать его вес. В этом случае используются тали. Если работа производится в помещении, их закрепляют на перекрытиях и прочих строительных элементах. Если они отсутствуют, то устанавливается специальное оборудование – опорную конструкцию. Как правило, она представляет собой металлическую вертикальную стойку, которая удерживается специальными оттяжками. В качестве опоры в конструкции предусматривается тяжелая плита.
Безопасность
При производстве такелажных работ поднимаются и перемещаются довольно тяжелые предметы. Их вес может составлять до нескольких тонн. Специалистами были разработаны правила безопасности при использовании такелажных приспособлений. В требованиях учтены все факторы опасности при осуществлении операций. Сотрудники организации, предоставляющие такелажные услуги, проходят обязательные инструктажи и курсы по повышению квалификации. Для выполнения работ необходимо получить специальный допуск, пройти медосмотр.
Требования к оборудованию
Для поддержания работоспособности регулярно осуществляется осмотр такелажных средств, механизмов, приспособлений . Проверка производится в установленные сроки. Траверсы осматриваются не реже раза в полгода, тара, клещи и прочие захваты – 1 р/мес, стропы – 1р/10 дн (кроме редко используемых).
Внеочередное полное техосвидетельствование оборудования должно осуществляться в обязательном порядке после ремонта металлических элементов с заменой расчетных деталей и узлов, реконструкции, капремонта, замены крюка и прочих аналогичных операций. Результаты процедуры заносятся в журнал такелажных средств механизмов и приспособлений.
После замены изношенных канатов, при их перепасовке выполняется проверка надежности крепления и правильности запасовки, производится обтяжка тросов рабочим грузом.
Техосвидетельствование и учет такелажных средств, механизмов и приспособлений осуществляет инженерно-технический работник, исполняющий на предприятии надзорные функции, при участии сотрудника, ответственного за исправное состояние оборудования. Последний может самостоятельно производить проверку надежности канатов и правильности запасовки, обтяжки грузом после перепасовки или замены тросов. Форма журнала учета такелажных средств и приспособлений соответствует Приложению 9 к Правилам по ОТ при работе на высоте (утв. Приказом Минтруда №155н от 28.03.2014-го г.).
Техника безопасности
Производство такелажных работ предполагает использование строп, при помощи которых осуществляется крепление груза к подъемному механизму. Перед строповкой специалист должен узнать весь объекта. Как правило, масса груза указывается на табличке, закрепленной на станине. Если объект упакован, то вес отмечается на ящике или обшивке. Подъем и перемещение предметов осуществляются при строгом выполнении следующих правил:
- Строповка груза, к которому прилагается паспорт и инструкция, производится согласно указанной технологии. Стропы закрепляются в предусмотренных для них проушинах с помощью специальных крючков на оборудовании.
- Строповку надлежит осуществлять с учетом факторов равновесия и устойчивости груза при его подъеме и последующем перемещении. Механизмы и оборудование, смонтированные на одной раме, поднимаются после закрепления строп на общей платформе. Листовой пакетированный материал перемещается с применением специальных подхватов, которые подвешены на траверсе.
- Строповка швеллеров, уголков и иной профилированной металлопродукции производится с использованием универсальных приспособлений. В острых углах под стропами располагают подкладки.
Классификация объектов
Все грузы, которые перевозятся, разделяются на определенные группы в зависимости от массы:
- Легковесные – до 250 кг.
- Тяжеловесные – 250-50000 кг.
- Очень тяжелые – больше 50 тонн.
Существует еще одна категория – мертвые грузы. Ими называют объекты, примерзшие к земле, врытые в нее, закрепленные на фундаменте, прижатые к другим предметам. Масса таких грузов, как правило, неизвестна. Использовать для их подъема краны категорически запрещено. Объекты классифицируются также по своим размерам и бывают габаритными и негабаритными. В первых параметры не превышают норм, определенных в ПДД (автотранспорт), или соответствуют размерам подвижного состава (для железнодорожного транспорта). В негабаритных грузах эти показатели превышают установленные стандарты.
Заключение
Одним из ключевых факторов обеспечения безопасности выступает высокий профессионализм персонала предприятия, осуществляющего такелажные работы. Сотрудник должен хорошо знать оборудование, которое он использует, особенности его эксплуатации. Производство работ контролируется бригадиром. Он несет ответственность за выполнение установленных правил и норм. Для персонала разрабатываются специальные инструкции, отступление от которых чревато серьезными последствиями.