Теплоносители с карбоксилатными присадками и их особенности
Теплоносители с карбоксилатными присадками и их особенности
Вода – нестабильный теплоноситель. У неё ограниченная сфера применения. Она замерзает при низкой температуре, образует накипь при высокой температуре, ускоряет процесс коррозии и разрушения теплообменной системы.
Современное промышленное производство высокотехнологичное. Оно требует использования соответствующих теплоносителей. Качественный теплоноситель должен отвечать ряду жестких критериев.
Критерии
Современный высокоэффективный теплоноситель должен:
- обеспечивать защиту металлических элементов от накипи и коррозии;
- иметь максимально высокую теплоотдачу;
- экономно потреблять энергетический ресурс;
- минимально нагружать насосы, используемые для перекачивания жидкостей;
- быть безопасным для здоровья и окружающей среды. Для этого производители отказываются от токсичных химических веществ, заменяя их безопасными компонентами.
Серия «КАРБО»
Инновационные теплоносители «КАРБО» разработаны инженерами компании, подробности о которой можно узнать здесь: https://euroglykol.ru/. Они отвечают всем требованиям, перечисленным выше. По физико-эксплуатационным характеристикам эти теплоносители многократно превосходят обычную воду.
Теплоносители серии «КАРБО» – это концентрат, который разбавляется дистиллированной водой. Он изготовлен на основе пропиленгликоля с добавлением антикоррозийных, стабилизирующих и антивспенивающих присадок. Присадки существенно повышают его технические и эксплуатационные характеристики.
Характеристики теплоносителя
Карбоксилатный теплоноситель выдерживает температуру до -18 до -65 градусов в зависимости от состава. Максимальная температура нагрева достигает +135 градусов. Жидкость может использоваться в любой сезон, без замены и промывки системы. Ее срок службы составляет 10 лет, что вдвое дольше, чем у других жидких теплоносителей.
Одно из главных качеств – экологическая безопасность. Токсичные вещества не выделяются в атмосферу, а компоненты быстро разлагаются на составляющие, что важно в случае нештатной утечки.
Сферы применения
Сферы применения современного жидкого теплоносителя широкие. Его разрешено использовать в жилых постройках и на коммерческих объектах, на пищевых производствах, в сельскохозяйственной промышленности.
Жидкости широко применяются в фармацевтической и косметической отраслях – там, где надежность и безопасность являются ключевыми факторами, влияющими на качество готовой продукции.
Карбоксилатные антифризы: Микстура № 12
Последний писк антифризной моды — карбоксилатные составы, их часто обозначают индексом 12 в названии. Но можно ли верить обещаниям, которыми щедро усыпаны этикетки на бутылках с незамерзающими жидкостями? Проверку с пристрастием устроил Алексей Воробьев-Обухов.
Держать в секрете составы присадок нынче смысла нет: химические лаборатории освоили газовую хроматографию, и теперь достаточно пары капель жидкости, чтобы разложить ее на ингредиенты. Мы воспользовались помощью химиков — и получили в распоряжение формулы девяти карбоксилатных антифризов. На самом деле главная тайна — технология приготовления раствора, а ее так просто не вычислишь!
СОДЕРЖАНИЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В АНТИФРИЗАХ
Нам, журналистам, впору было схватиться за голову от обилия органических кислот с никогда ранее не встречавшимися названиями в отчете из химической лаборатории. Но специалисты успокоили: все они хороши в том смысле, что имеют право (и должны) присутствовать в карбоксилатных антифризах. Эти-то кислоты как раз и защищают систему охлаждения от агрессивного этиленгликоля. А вот силикатов, боратов, фосфатов и нитритов в таких составах быть категорически не должно, ну разве что в незначительных количествах — в пределах пары миллиграммов на литр (это оговорено требованиями автопроизводителей да и прямо указано практически на всех этикетках).
Итак, стало ясно, по какому принципу нам расставить участников экспертизы. Те, анализы которых показали присутствие боратов, автоматически опустились вниз. Остальные же выстроились согласно прейскуранту. В конце концов, на дворе кризис, надо экономить.
Антифризы
Но только с умом: если ваш автомобиль новый, на гарантии, выбирайте антифриз с допуском именно вашего автопроизводителя и именно для конкретной модели. Даже если на этикетках лихо обещают пригодность для почти бесконечного списка машин, не стоит относиться к этому серьезно. Во-первых, такого не может быть в принципе, а во-вторых, зачем вам, случись что, оплачивать ремонт из своего кармана? Выбор для обладателей авто со стажем шире, но и здесь есть смысл взять антифриз, проверенный не только ЗР (помните, мы писали выше о важности технологии приготовления раствора?), но и прошедший обкатку в автопарке именитых автопроизводителей! И, наконец, вряд ли стоит рисковать и заливать жидкость непонятного состава, лишь заявленную как G12, но содержащую агрессивные по отношению к алюминию бораты, которых, повторим, там быть не должно — как по смыслу термина «карбоксилатный», так и согласно прямым заверениям на этикетках.
Антифризы
Разве что ненадолго, в экстренной ситуации…
НАША СПРАВКА: КАК ДОШЛИ ДО ЦИФРЫ ТАКОЙ?
Автомобилистам давным-давно известно: если воду разбавить этиленгликолем, то зимой ее можно будет не сливать из охлаждающей системы. Точность пропорций не столь уж важна: в любом случае такая смесь на сильном морозе не замерзает, не угрожает разрывом блока цилиндров и радиатора, потому что превращается в вязкую шугу с мелкими кристалликами льда. Для древних автомобилей с чугунными моторами и латунными радиаторами такой антифриз был к тому же безопасен в отношении коррозии.
Все стало хуже с началом широкого внедрения алюминиевых сплавов: горячий раствор этиленгликоля быстро разъедал радиаторы, интенсивнее всего — их тонкостенные трубки. Тогда в состав антифризов стали вводить добавки на основе неорганических солей — они образовывали на металлических поверхностях слой, устойчивый к этиленгликолю. Так работали и всем известный «Тосол», и ряд более поздних, так называемых гибридных антифризов, один из которых был обозначен фирмой «Фольксваген» как G11. Однако срок службы пакета неорганических присадок не превышал пары лет.
Продлить живучесть антифризов помогла органическая химия: вместо минералов в пакеты присадок стали включать кислоты со сложными названиями. Реагируя с оксидом алюминия, они создают на поверхности деталей защитную пленку, исправно работающую лет пять, а то и дольше! И вновь на «Фольксвагене» придумали ставший нарицательным индекс — G12. Хотя правильнее называть такого рода антифризы карбоксилатными.
Спросим читателе
НАША СПРАВКА: СООТВЕТСТВУЮЩИЕ И ДОПУЩЕННЫЕ
Автопроизводители постоянно ужесточают требования к антифризам. Оно и понятно: хотелось бы, чтобы однажды залитый на заводе раствор сливали лишь при утилизации авто. Заданные характеристики не секретны, весьма детальны, и каждый, кто хочет выпустить свой антифриз, может с ними ознакомиться, сравнить с тем, что у него получилось, и с чистой (или не совсем) совестью написать на баночке: «Соответствует требованиям…». Но это не поможет попасть в закупочный список автоконцернов или в инструкцию к автомобилю. Ведь автопроизводитель отвечает рублем (или долларом) за возможный вред от рекомендованной им самим той или иной жидкости. А потому антифризу сначала нужно пройти долгий (длиною в год) и дорогой (около миллиона евро) цикл ходовых испытаний. И только после их успешного окончания он будет внесен в список допущенных, а у его изготовителя появится право указать этот факт на этикетке. В нашем тесте таких антифризов оказалось три: X-Freeze Carbox, CoolStream Premium и Sintec Premium — все, кстати, отечественные!
Особенности состава и применения карбоксилатных теплоносителей
Для того чтобы система охлаждения или водоснабжения полностью выработала свой эксплуатационный ресурс, необходимо строго придерживать правил, выработанных производителем и указанных в технической документации системы. Одно из ключевых условий – это использование качественного теплоносителя. Если система пригодна для заливки незамерзающих антифризов, необходимо выбирать растворы от надежных производителей. Готовые теплоносители для систем отопления на основе гликоля способны эффективно защитить инженерное оборудование от коррозии и образования накипи, замерзания системы и возникновения аварийных ситуаций. Практика показывает, что самым надежным и производительным вариантом считается антифриз, в который в качестве антикоррозионных присадок добавлены карбоксилаты. Так появилась революционно новая группа теплоносителей – карбоксилатные.
Особенности состава
Теплоноситель с низкой температурой замерзания состоит из очищенной деминерализованной воды, гликоля (этилен- или пропиленгликоль) и пакета антикоррозионных присадок. Базовые компоненты (спирт и вода) составляют от 93 до 97 % от объема рабочей жидкости и определяют основные физические характеристики раствора. Объемное расширение, теплоемкость, вязкость, теплопроводность: эти параметры влияют на эксплуатацию теплоносителей. Роль присадок очень велика, они способны уменьшить коррозионное воздействие на металлические элементы системы и подавить пенообразование. В некоторых системах, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, вместо этиленгликоля принято использовать пропиленгликоль.
Карбоксилатные присадки
Карбоксилатные теплоносители отличаются тем, что у них в качестве антикоррозионных добавок используются не традиционные фосфаты или бораты, а соли карбоновых кислот. Антифризы с добавлением органических соединений отличаются улучшенными теплофизическими свойствами и имеют продолжительный срок эксплуатации. Это стало возможным благодаря длительным научным исследованиям, экспериментам и испытаниям, труду большого количества специалистов. В разработку карбоксилатных присадок для теплоносителей ежегодно вкладываются внушительные средства. Именно по этой причине мировыми лидерами по производству ингибиторов коррозии являются только крупные научные центры ведущих мировых компаний. Предложенные ими формулы являются объектом интеллектуальной собственности и представляют коммерческую тайну. Узнать состав и воспроизвести его самостоятельно невозможно, поэтому отечественные производители теплоносителей предпочитают покупать у разработчиков суперконцентраты и на их основе изготавливать собственные карбоксилатные антифризы.
На протяжении долгих лет многие изготовители пытались сэкономить и создать уникальный пакет присадок из солей карбоновых кислот. Все попытки завершились неудачно, ведь на основе информации, имеющейся в открытом доступе, сделать это невозможно. Необходимы не только серьезные финансовые расходы, но и адекватная научная база. Угадать правильную комбинацию и пропорцию используемых компонентов ни у кого не удалось. Главный секрет производителей заключается в применении так называемых секретных компонентов. Добавление соединений в микроскопической концентрации усиливает синергетический эффект от использования присадок, благодаря которому их защитные свойства увеличиваются и сохраняются на протяжении долгих лет.
Важно отметить, что любые возможные сочетания карбоксилатных компонентов уже использовались разработчиками присадок и запатентованы ими во всех странах мира. Попытки повторить формулу как минимум нарушают международное патентное законодательство и преследуются по закону.
Опасайтесь подделок!
Чем отличается поддельный карбоксилатный теплоноситель от оригинального? В нем вместо фирменного пакета органических присадок содержатся совсем иные компоненты. Такая ситуация часто наблюдается на рынке России, поэтому если вы собираетесь купить этиленгликоль с пакетом карбоксилатных антикоррозионных добавок, выбирайте надежные и проверенные компании. В противном случае можно получить раствор с содержанием минеральных добавок (нитриты, силикаты, амины, бораты или фосфаты), а то и вовсе без таковых. Некоторые производители добавляют в гликолевый раствор карбоксилаты, но не соблюдают установленные пропорции. Специалисты отмечают, что риск от применения в отопительных системах поддельных теплоносителей сравним по негативному эффекту с использованием поддельных лекарств. В самом лучшем случае вы просто не получите ожидаемый эффект, в худшем – система выйдет из строя и потребует дорогостоящего ремонта.
Что такое карбоксилатные теплоносители?
Чтобы система отопления или водоснабжения прослужила как можно дольше, нужно придерживаться правил эксплуатации теплового оборудования, указанных в техническом паспорте системы. В том числе – использовать качественный и отвечающий требованиям теплоноситель. Если в систему можно заливать антифриз, выбирайте раствор от надежного производителя. Хороший антифриз предотвращает замерзание и аварийные ситуации, защищает оборудование от коррозии и образования накипи и в целом продлевает срок эксплуатации системы. Одними из лучших считаются растворы, куда в качестве присадок добавлен карбоксилат.
Из чего состоит теплоноситель?
Низкозамерзающий теплоноситель (антифриз) состоит из этиленгликоля, воды и присадок. Базовые компоненты, этиленгликоль и дистиллированная вода, составляют 93-97% объема антифриза и определяют его теплофизические свойства: температуры замерзания и кипения, вязкость, теплоемкость, теплопроводность, объемное расширение. Присадки (пакет присадок) предназначены для уменьшения коррозионного воздействия на металлы и подавления пенообразования. В теплоносители также добавляют краситель для придания отличительного признака. В объектах с особыми требованиями безопасности, например, на пищевых производствах, вместо этиленгликоля применяется менее токсичный пропиленгликоль.
Какими свойствами он должен обладать
Теплоноситель должен иметь высокую способность переносить тепло от нагревателя к холодильнику, не замерзать и не кипеть в определенном диапазоне температур, не наносить ущерба тепловой системе и оборудованию, иметь длительный срок эксплуатации.
Что такое карбоксилатный теплоноситель?
Карбоксилатными теплоносителями называют те, у которых пакет присадок состоит из комбинации карбоксилатов – солей карбоновых кислот. Для них используются также другие названия: органические теплоносители, Organic Acid Technology или сокращенно OAT. Такие теплоносители обладают наилучшими на сегодняшний день теплофизическими свойствами и максимальным сроком эксплуатации.
Кто производит карбоксилатные присадки
Разработка является результатом длительных научных исследований, многочисленных экспериментов и испытаний, требующих огромных интеллектуальных и финансовых вложений. Такие работы смогли выполнить только научные центры ведущих мировых компаний DOW Chemical (США), Arteco (Бельгия), BASF (Германия), Clariant (Швейцария). Пакеты присадок, разработанные этими компаниями («фирменные пакеты»), являются предметом интеллектуальной собственности и представляют коммерческую тайну. Эти пакеты можно приобретать у перечисленных компаний в виде так называемых суперконцентратов и производить на их основе карбоксилатные антифризы под собственными наименованиями (брендами).
Можно ли разработать свой собственный пакет карбоксилатных присадок
Попытки «слепить» свой собственный пакет присадок из солей карбоновых кислот или воспроизвести «фирменный пакет» на основе имеющейся открытой информации предпринимались многократно. Однако, в отсутствие адекватной научной базы и серьезных финансовых затрат, такие попытки обречены на провал, поскольку угадать правильную комбинацию компонентов невозможно. Главную роль в пакете присадок играет точное соотношение основных компонентов, а также добавление некоторых дополнительных «секретных» компонентов в микроскопических количествах. Только в таких сочетаниях возникает синергетический эффект, когда антикоррозионное (защитное) действие присадок многократно увеличивается и продолжается в течение многих лет.
Особо надо отметить, что все мыслимые сочетания карбоксилатных компонентов запатентованы компаниями-разработчиками, в том числе на территории России. Поэтому «самоделки» (лучше сказать подделки) нарушают патентное законодательство и должны преследоваться по закону.
Как отличить подделку
Под подделками следует подразумевать теплоносители, называемые карбоксилатными, но в которых содержится не фирменный (патентованный) пакет присадок, а нечто другое. Такие продукты, увы, широко распространяются на российском рынке, в расчете на то, что потребитель не разберется. Во-первых, это теплоносители, содержащие не карбоксилатные, а минеральные (боратные, фосфатные, аминные, нитритные, силикатные) присадки, или вообще без каких-либо присадок. Применительно к автомобилям такие продукты обычно называют тосолом. Во-вторых, это теплоносители, в которые добавлены карбоксилатные компоненты, но в сочетаниях не дающие синергетического эффекта. Фактически это те же тосолы. Такие теплоносители не имеют с карбоксилатными теплоносителями ничего общего, кроме названия. Подчеркнем, что «фирменный пакет» угадать невозможно, хотя сами карбоксилаты широко известны и перечислены в химических справочниках.
Риск от использования поддельных карбоксилатных теплоносителей можно сравнить с риском употребления поддельных лекарств. Надеешься на улучшение, но с организмом (с теплообменной системой) может произойти все что угодно, вплоть до выхода из строя.
Негативные последствия использования подделки
Основная проблема, которая связана с теплоносителями – это коррозия металлов в теплообменной системе. У «фирменных» карбоксилатных теплоносителей коррозия настолько эффективно подавлена, что она не проявляется в течение десяти и более лет. У минеральных теплоносителей (типа тосола) коррозия начинает проявляться через 2-3 года, а у «самоделок» и подделок с карбоксилатными ярлыками – через 1-2 года. Однако незаметная снаружи коррозия является причиной вполне заметных «болезней» теплообменной системы, которые могут возникать по отдельности или вместе, раньше или позже. Перечислим некоторые из них.
- 1. Снижение теплообмена через поверхности, покрытые слоем продуктов коррозии (ржавчины). Как следствие, это вызывает увеличение энергозатрат для поддержания штатной работы системы, поскольку значительная часть энергии начинает «вылетать в трубу».
- 2. Продукты коррозии (частицы ржавчины), попавшие в теплоноситель, разрушают уплотнения насосов, появляются протечки.
- 3. Продукты коррозии засоряют теплообменники, контуры котлов или холодильников, снижается циркуляция теплоносителя. В отопительных системах возникают застойные зоны, перегрев, сбои в работе, в предельном случае перегорает котел.
- 4. В зонах перегрева происходит термическое разложение (пригорание) этиленгликоля, появляется неприятный запах «жженой химии», в теплоносителе образуются гликолевые кислоты, ускоряющие коррозию.
- 5. запущенная коррозия «проедает до дыр» стенки теплообменников, труб, соединений, возникают протечки. Как следствие – демонтаж и замена оборудования.
По каким признакам можно отличить настоящий теплоноситель с карбоксилатами от подделки?
Наиболее надежный способ – навести справки о производителе. На это действительно стоит потратить время и усилия, поскольку обычно теплоноситель закупается в больших объемах, со значительными финансовыми затратами, и покупатель рассчитывает использовать его в течение многих лет.
Настоящие «фирменные» карбоксилатные антифризы производят и реализуют на российском рынке перечисленные ниже компании-разработчики:
- DOW Chemical (США, www.dow.com) под брендами «Dowtherm», «Ucartherm»;
- Arteco (Бельгия, www.arteco-coolants.com, www.zitrec.com) под брендом «Zitrec»;
- BASF (Германия, www.basf.com) под брендом «Glythermin»;
- Clariant (Швейцария, www.clariant.com, www.antifrogen.com) под брендом «Antifrogen».
А также многие другие, в том числе российские компании, которые закупают у разработчиков оригинальные пакеты присадок. Такие фирмы в своих рекламных материалах, на интернет-сайтах и на этикетках сообщают и всячески подчеркивают, что в теплоносителе применяется «фирменный» пакет присадок от известного разработчика.
В качестве примера можно привести компанию «Техноформ», которая более 10 лет назад первой в России начала закупать пакеты присадок у компании Arteco (Бельгия) и производить карбоксилатный теплоноситель под своим брендом «Hot Stream».
Если производитель не указывает происхождения присадок, то с большой вероятностью это либо «самоделка», либо откровенная подделка. В этом случае все риски и возможные негативные последствия ложатся на покупателя. Увы, такие продукты продаются не только на строительных рынках, но и в сетевых магазинах.
Где купить оригинальный теплоноситель с карбоксилатами
Мы поставляем антифризы «ХотСтрим» в Москве и по регионам от 1.000 кг напрямую от производителя– компании «Техноформ». За счет российского производства цена ниже по сравнению с зарубежными аналогами, а качество остается на высоте.
Нам важно доверие заказчиков. У нас вы можете заказать теплоноситель, в составе которого – качественные и действенные присадки-карбоксилаты, а не подделки. Позвоните или напишите нам прямо сейчас, чтобы уточнить цену, ассортимент или оформить оптовый заказ.