Генератор трактора Т-40: схема и ремонт
Трактор Т-40
Устройство, эксплуатация, обслуживание
Генератор трактора Т-40 и его техническое обслуживание
Генератор (рис. 76) служит для питания электрической энергии всех потребителей, а также подзарядки аккумуляторных батарей, установленных на тракторе.
Генератор двухполюсный, шунтового (параллельного) возбуждения, постоянного тока, закрытого исполнения с внешним обдувом.
Техническое обслуживание генератора состоит в периодической проверке надежности крепления генератора и контактных соединений.
Через каждые 120 часов работы проверьте натяжение ремня вентилятора (рис. 77), при необходимости подтяните, для чего отверните гайку 3 и, перемещая генератор на себя, произведите натяжение ремня. Нормальное натяжение считается такое, когда прогиб ремня, между шкивом вентилятора и коленчатым валом, составляет 15—22 мм при нажатии на него с усилием 4 кгс.
Обозначение расцветки проводов на схеме: Б – белый; К – красный; Г – голубой; 3 – зеленый; Ж – желтый; Кор — коричневый; Ф — фиолетовый; Ч — черный. Рядом с обозначением расцветки цифрами указано сечение провода.
Рис. 75. Схема электрооборудования трактора Т-40, укомплектованного пусковым двигателем:
1 — фары передние; 2 — реле стартера; 3 — контрольная лампа обрыва ремня вентилятора; 4 — генератор; 5 — датчик указателя температуры; 6 — панели соединительные; 7 — указатель температуры масла; 8 — лампа освещения щитка приборов: 9 — включатель лампы освещения щитка приборов; 10— предохранитель; 11 — розетка переносной лампы; 12 — плафон кабины; 13 — переключатель плафона и вентилятора; 14 — вентилятор; 15 — переключатель указателей поворота; 16 — сигнализатор поворота; 17 — переключатель света передних фар; 18 — переключатель света задних фар и габаритных фонарей; 19 — включатель «Стоп»; 20 — розетка штепсельная; 21 — фонарь двусторонний; 22—фары задние; 23 — фонарь номерного знака; 24 — включатель «Массы»; 25 — аккумуляторная батарея; 26 — свела накаливания; 27 — включатель сигнала; 28 — контрольный элемент свечи накаливания; 29 — сигнал звуковой; 30 — дополнительное сопротивление; 31 — стартер пускового двигателя; 32 — свеча запальная; 33 — включатель остановки пускового двигателя; 34 — включатель стартера пускового двигателя; 35 — амперметр; 36 — реле-регулятор; 37 — включатель свечи накаливания и стартера; 38 — магнето.
Обозначение расцветки проводов на схеме: Б – белый; К – красный; Г – голубой; 3 – зеленый; Ж – желтый; Кор — коричневый; Ф — фиолетовый; Ч — черный. Рядом с обозначением расцветки цифрами указано сечение провода.
Номинальное напряжение, в
Номинальная сила тока, а
Число оборотов в минуту якоря генератора, при которых достигается напряжение 12,5 в при токе нагрузки, равной нулю
Число оборотов в минуту якоря генератора, при которых достигается напряжение 12,5 в при токе нагрузки 13 а
Ток холостого хода при работе генератора в режиме двигателя и напряжении на клеммах 12 в в амперах
Размер щетки, мм
Сила давления на щетки щеточных пружин, кг
Направление вращения якоря
правое (если смотреть со стороны привода)
Через каждые 960 часов работы трактора Т-40 проверьте:
1. Правильность и легкость движения щеток в щеткодержателе. При обнаружении заедания щетки устраните его.
2. Износ щеток. Щетки, изношенные до 14 мм по высоте, замените новыми. Новые щетки должны быть притерты к коллектору мелкой стеклянной шкуркой. После притирки продуйте внутреннюю полость генератора и поверхность коллектора. С помощью пружинного динамометра проверьте давление щеточных пружин (оно должно находиться в пределах 0,6—0,8 кг).
3. Состояние рабочей поверхности коллектора. При обнаружении подгара на коллекторе протрите чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине. Не смешивайте подгар коллектора, который имеет матово-черный цвет и находится у сбегающего края пластин коллектора, с политурой блестящего светло-коричневого или синеватого цвета, расположенной На всей рабочей поверхности коллектора. Зачищать политуру не следует, так как она улучшает работу щеток. Если подгар не снимается, зачистите коллектор стеклянной бумагой. Эту операцию производите вращением генератора от руки, прижимая кусочек стеклянной бумаги к поверхности коллектора.
4. В случае большого износа или подгорания коллектора генератор снимите с двигателя и отправьте в электромастерскую для необходимого ремонта.
Через 240 часов произведите добавку смазки в подшипники. Генератор не нуждается в добавлении смазки в течение 1440 часов работы с начала его эксплуатации. Описанные выше периоды смазки относятся к дальнейшей его работе.
При смазке переднего подшипника отверните винт-масленку (вверните на место винта тюбик) и выдавите небольшое количество смазки № 158 или ЦИАТИМ-201 в отверстие передней крышки генератора. Для смазки заднего подшипника снимите направляющий кожух 7 (рис. 76), крыльчатку 6 и обойму 4 с наружным сальником. Заполните смазкой № 158 задний подшипник только наполовину, так как излишняя смазка может вызвать замасливание и подгорание коллектора. Замену смазки в генераторе производите в первый раз через 1920 часов, в последующие — через каждые 960 часов работы.
Во избежание подгорания контактов реле обратного тока запрещется при работающем генераторе производить замыкание якорной клеммы на «Массу».
Нельзя очищать генератор от пыли и грязи с помощью дизельного топлива. Во избежание разрушения щеток и деформации нажимного рычага щеткодержателя при поднятии рукой рычага щеткодержателя во время обслуживания генератора завод рекомендует изготовить специальный крючок из пружинной проволоки ? 1,6 мм длиной 100 мм.
С одного конца это приспособление должно иметь петлю ? 30 мм, а с другого — отогнутый под прямым углом на величину 6 мм крючок. Петля и крючок должны находиться в одной плоскости.
Трактор Т-40
Устройство, схемы, ремонт
Генератор трактора Т-40. Схема генератора и размер ремня
Генератор трактора Т-40 применяется для питания всех потребителей электрическим током, а также для подзарядки аккумуляторов. Генератор выполнен в виде бесконтактной трехфазной одноименнополюсной электромашины, оснащенная односторонним электромагнитным возбуждением, регулятором напряжения Я112Б и встроенным выпрямительным блоком БПВ-23-50.
На задней крышке генератора размещены клеммы «+» и «Д» для подключения потребителей электрического тока и приборов, а также переключатель для посезонной регулировки напряжения. Генератор функционирует параллельно с аккумулятором и служит для его подзярядки.
Генератор трактора Т-40: 1 — винт посезонной регулировки (переключатель «зима—лето»); 2 — регулятор напряжения; 3 — задняя крышка; 4 — статор; 5 — передняя крышка; 6 — крыльчатка вентилятора; 7 — шкив.
Техническая характеристика генератора
нагрузке, равной 13 А
Схема генератора трактора Т-40: 1 — лампа; 2 — задняя крышка; 3 — статор; 4 — передняя крышка; 5 — выпрямительный блок; 6 — крыльчатка вентилятора; 7 — шкив.
Эксплуатация
Для предотвращения выхода из строя генератора, оснащенного встроенным интегральным регулятором напряжения, при выполнении сварочных работ на тракторе заблаговременно отключают включатель «массы».
Для увеличения срока службы генератора рекомендуется придерживаться следующих правил:
1. запрещается подсоединять клеммы аккумулятора обратной полярностью — это приведет к выходу из строя регулятора напряжения и генератора;
2. ни в коем случае не заводите двигатель от постороннего источника с напряжением превышающим 13 В;
3. нельзя мыть генератор бензином, дизельным топливом и растворами содержащие обезжиривающие средства, а также сушить его при температуре превышающей 85 ºC;
4. запрещается проверять генератор на исправность путем замыкания выводов на «массу» и выводов регулятора напряжения между собой;
5. запрещается проверять наличие электрического тока путем замыкания на «массу» при снятом аккумуляторе.
Исправность генератора трактора Т-40 можно проверить при помощи контрольной лампы включателя «массы», находящаяся на панели приборов слева. Контрольная лампа загорается после включения «массы» перед запуском двигателя. В случае, если генератор исправен, контрольная лампа потухнет после того, как заведется двигатель.
Привод ремня генератора трактора Т-40: 1 — кронштейн генератора; 2 — натяжная планка; 3, 6, 10 — гайки; 4 — шкив генератора; 5 — клиновой ремень; 7, 9 — болты; 8 — стопорная пластина; 11 — шпилька.
Ремень генератора Т-40 служит для преобразования вращения от двигателя к генератору в электрическую энергию. Размер ремня генератора составляет 8,5х8-1280.
Техническое обслуживание и ремонт генератора
Техническое обслуживание генератора заключается в не частой проверке контактных соединений и надежности крепления генератора.
После каждых 120 часов работы проверяйте степень натяжения ремня вентилятора, в случае необходимости подтяните ремень путем откручивания гайки и перемещения генератора на себя. Натяжение ремня генератора считается нормальным, когда прогиб ремня между коленчатым валом и шкивом вентилятора составляет 15-22 мм если нажать на него с усилием 4 кгс.
После каждых 960 часов работы трактора проверьте:
1. Легкость и правильность движения щеток в щеткодержателе. При выявлении заедания щетки — устраните это.
2. Изношенные щетки до 14 мм замените на новые. Новые щетки притрите к коллектору при помощи наждачной бумаги. После притирки продуйте поверхность коллектора и внутреннюю полость генератора. При помощи динамометра замерьте давление щеточных пружин (0,6-08 кгс).
3. При наличии подгара на коллекторе — протрите его чистой тряпкой смоченной в бензине. Не следует зачищать политуру, так как она улучшает работу щеток. Если подгар не удаляется, зачистите коллектор наждачной бумагой с мелкой фракцией.
4. В случае большой выработке или подгорания коллектора — снимите генератор с двигателя и сдайте его в ремонт квалифицированным специалистам.
Через каждый 240 часов необходимо смазывать подшипники. С момента начала эксплуатации генератор не нуждается в добавлении смазки в течении первых 1440 часов.
Двигатель Т-40
Устройство двигателя трактора Т-40: поршневая, коленвал, цилиндры
Силовая передача
Устройство и эксплуатация силовой передачи трактора Т-40
Система питания
Устройство системы питания трактора Т-40: форсунки, ТНВД и т.д.
Электрооборудование
Электрооборудование Т-40: схемы и устройство.
Гидравлика
Гидросистема: неисправности и ремонт.
Трактор Т-40 – устройство, эксплуатация и ремонт
Генератор трактора Т-40: схема и ремонт
После запуска трактора питания всех электрических приборов происходит не от аккумуляторной батареи, а от генератора, также он заряжает сам аккумулятор. Если данный механизм выходит со строя, то временно все работает от аккумулятора пока он не разрядится полностью. Следовательно, генератор является одной из важных частей общей конструкции трактора Т-40, и сегодня мы рассмотрим его схему, возможные поломки и правильные методы регулировки.
Генератор трактора Т-40
Базово генератор сделан по типу трехфазной бесконтактной электромашины, с односторонним электромагнитным возбуждением и регулятором напряжения, а также встроенные выпрямителем.
Ниже мы приведем общее строение генератора Т-40
На задней стороне находятся клеммы «Д» и «+», которые необходимы для подключения потребителей напряжения и приборов, а также тумблер для сезонной регулировки. Параллельно с генератором работает и аккумулятор, который заряжается.
Технические характеристики и схема генератора Т-40
Давайте рассмотрим схему конструкции генератора трактора Т-40
Рекомендации по эксплуатации
Во время сварочных работ, строя предотвращения поломки генератора со встроенным интегральным регулятором напряжения нужно отключать его от «массы».
Для увеличения срока работы механизма выполняйте данные советы:
Важно! Общее состояние генератора можно проверить с помощью контрольной лампы включении «массы», которая находиться на приборной панели слева.
Перед стартом двигателя и включения «массы» лампа должна загореться, если все в порядке, то она потухнет в течении пары секунд.
Контрольная лампа загорается после включения «массы» перед запуском двигателя. В случае, если генератор исправен, контрольная лампа потухнет после того, как заведется двигатель.
Генератор т 40 схема подключения
Устройство, схемы, ремонт
Электрооборудование трактора Т-40 и его схема
Электрооборудование трактора Т-40 предназначено для запуска двигателя и безопасной работы в ночное время суток при выполнении транспортных или сельскохозяйственных работ. Электрооборудование реализовано по однопроводной системе, в которой минусовым проводом служат металлические детали трактора («масса»).
Номинальное напряжение в системе электрооборудования трактора составляет 12 В. Источники электрического тока соединяются отрицательными клеммами с «массой».
Электрооборудование Т-40 состоит из следующих агрегатов и приборов:
1. Генератор постоянного тока, оснащенный реле-регулятором и аккумуляторы, являющиеся источником электрического тока.
2. Стартер с реле и включателем стартера, выполняющий функцию пускового устройства двигателя.
3. Указатели поворота, габаритов, задние и передние фары, плафон, стоп-сигнал, фонарь номерного знака, сигнальная лампа обрыва ремня вентилятора, а также переносная лампа служат для световой сигнализации и освещения.
4. Амперметр, отображающий силу разрядного или зарядного тока.
5. Звуковой сигнал оснащенный включателем.
6. Соединительные панели и провода, включатель «массы» и предохранитель.
Схема электрооборудования трактора Т-40 со стартером: 1 — фонарь-указатель поворотов и габаритов; 2 — передняя фара; 3 — соединительная панель; 4— звуковой сигнал; 5 — плафон кабины; 6 — переключатель плафона и вентилятора; 7 — вентилятор; 8 — стеклоочиститель; 9 — датчик указателя температуры масла; 10 — генератор; 11 — свеча накаливания; 12 — включатель «массы»; 13 — аккумуляторная батарея; 14 — стартер; 15 — реле стартера; 16 — контрольная лампа указателей поворотов; 17 — переключатель указателей поворотов; 18 — центральный переключатель света; 19 — переключатель света передних фар; 20 — контрольная лампа дальнего света; 21 — включатель сигнала; 22 — контрольная лампа включателя «массы»; 23— указатель температуры масла; 24 — выключатель блокировки пуска дизеля при включенной передаче; 25 — контрольный элемент; 26 — переносная лампа; 27 — розетка переносной лампы; 28 — дополнительное сопротивление; 29 — включатель свечи накаливания и стартера; 30 — указатель тока; 31 — включатель «стоп»; 32 — включатель света задних фар; 33 — лампы освещения щитка приборов; 34 — прерыватель указателей поворотов; 35 — предохранитель; 36 — фонарь-указатель поворотов, габаритов и сигнала торможения; 37 — задняя фара; 38 — штепсельная розетка; 39 — фонарь номерного знака. Обозначение расцветки проводов на схеме: Б — белый; Г — голубой (синий); Ж — желтый; З— зеленый; К — красный; Кч — коричневый; Ф — фиолетовый; Ч — черный. Рядом с обозначением расцветки цифрами указано сечение проводов. Неуказанные на схеме сечения проводов 0,75 мм².
Схема электрооборудования трактора Т-40 с пусковым агрегатом: 1 — фонарь-указатель поворотов и габаритов; 2 — передняя фара; 3 — соединительная панель; 4 — звуковой сигнал; 5 — плафон кабины; 6 — переключатель плафона и вентилятора; 7 — вентилятор; 8 — стеклоочиститель; 9 — датчик указателя температуры масла; 10 — генератор; 11 — свеча искровая; 12 — свеча накаливания; 13 — включатель «массы»; 14 — аккумуляторная батарея; 15 — стартер пускового агрегата; 16 — магнето; 17— контрольная лампа указателей поворотов; 18 — переключатель указателей поворотов; 19 — центральный переключатель света; 20 — переключатель света передних фар; 21 — контрольная лампа дальнего света; 22 — включатель сигнала; 23 — контрольная лампа включателя «массы»; 24 — указатель температуры масла; 25 — включатель остановки пускового агрегата; 26 — включатель блокировки пуска дизеля при включенной передаче; 27— контрольный элемент; 28 — переносная лампа; 29 — розетка переносной лампы; 30 — включатель свечи накаливания; 31 — дополнительное сопротивление; 32 — включатель стартера пускового агрегата; 33 — указатель тока; 34 — включатель света задних фар; 35 — лампа освещения щитка приборов; 36 — прерыватель указателей поворотов; 37 — предохранитель; 38 — включатель «стоп»; 39 — фонарь-указатель поворотов, габаритов и сигнала торможения; 40 — задняя фара; 41 — штепсельная розетка; 42 — фонарь номерного знака. Обозначение расцветки проводов на схеме выше.
Центральный переключатель необходим для включения габаритных огней и освещения трактора. Передние фонари используются для обозначения габаритов трактора и подачи сигналов поворота, задние фонари служат в качестве указателей габаритов, а также поворотов и сигнала торможения.
Передние фары вместе с фонарями смонтированы на едином кронштейне, закрепленный на переднем брусе трактора. На крыльях задних колес установлены задние фонари и световозвращатели, отражающие свет от передних фар идущего позади транспорта.
Для запуска двигателя, трактор Т-40 может быть оснащен пусковым агрегатом включателем стартера и кнопкой его выключения. В корпусе коробки передач находится включатель, не допускающий запуск двигателя при включенной передаче.
В электрическую схему трактора Т-40 АНМ подключен шариковый сигнализатор крена.
Двигатель Т-40
Устройство двигателя трактора Т-40: поршневая, коленвал, цилиндры
Силовая передача
Устройство и эксплуатация силовой передачи трактора Т-40
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ТРАКТОРА Т-40М
Установленное на тракторах электрооборудование предназначено для пуска двигателя и нормальной работы трактора и сельскохозяйственного агрегата в ночное время как при выполнении сельскохозяйственных работ, так и при использовании трактора на транспорте. Система электрооборудования трактора однопроводная. при которой минусовым проводом служат металлические части («-Масса») самого трактора.
Каждый источник электрической энергии соединен одним полюсом с «Массой». Напряжение (номинальное) в системе электрооборудования 12В.
В систему электрооборудования трактора входят приборы и агрегаты, показанные на рис. 92 и 93.
Передние фонари ( Передние (2, рис. 92) и задние (36) фонари будут устанавливаться в 1977 г.) служат для обозначения габаритов трактора и включения сигналов указателей поворота. Задние фонари выполняют функции обозначения габаритов трактора, указателей поворотов и стоп-сигнала.
Центральный переключатель служит для включения наружных цепей наружного и внутреннего освещения.
Передние фонари имеете с передними фарами установлены на общем кронштейне, закрепленном на переднем брусе трактора.
В задней части крыльев смонтированы задние фонари*, а также световозвращателн, отражающие падающий па них свет фар от сзади идущего транспорта.
Трактор может быть укомплектован пусковым двигателем, когда вместо стартера устанавливается пусковой двигатель, включатель стартера и включатель остановки пускового двигателя.
В корпусе механизма переключения передач установлен включатель, который не позволяет запустить двигатель при включенной скорости трактора.
На тракторе Т-40АНМ в электрическую схему подключен стеклоочиститель и шариковый сигнализатор крена.
Рис. 92. Схема электрооборудования трактора со стартером:
1 — передняя фара; 2 — фонарь-указатель поворотов и габаритов; 3 — стартер; 4 — свеча накаливания; 5 — реле стартера; 6 — реле-блокировки; 7 — генератор; 8 — датчик указателя температуры масла;9 — соединительная панель; 10 — звуковой сигнал; И — включатель сигнала; 12 — предохранитель; 13 — указатель температуры масла; 14 — контрольная лампа включателя «Массы»; 15 — реле-регулятор; 16 — амперметр; 17 — розетка переносной лампы; 18 — контрольный элемент свечи накаливания; 19 — дополнительное сопротивленье; 20 — включатель свечи накаливания и стартера; 21 — контрольная лампа дальнего света; 22 — аккумуляторная батарея; 23 — включатель 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 ..
Генератор на тракторе Т-40 используется для обеспечения электрическим током всех элементов питания, а также для дополнительной зарядки аккумуляторной батареи.
Он изготовлен в виде трехфазной электрической машины, имеющей одностороннее электромагнитное возбуждение, регулятор напряжения Я112Б и вмонтированный выпрямительный блок БПВ – 23–50. Во фронтальной крышке генератора расположены клеммы «+» и «Д», с помощью которых приборы подключаются к источнику электрического тока и переключатель для регулировки напряжения. Генератор работает совместно с аккумуляторной батареей и служит для её дополнительной зарядки.
Эксплуатация Генератора на Т-40
Для исключения поломок генератора, с установленным интегральным регулятором напряжения, перед выполнением сварочных работ отключается «масса».
Для продления срока эксплуатации генератора необходимо выполнять следующие рекомендации:
- Категорически запрещено подключать аккумуляторные клеммы в обратной полярности.
- Нельзя выполнять запуск двигателя от стороннего источника питания напряжение, в котором больше 13 В.
- Запрещено мыть тракторный генератор в бензине, дизельном топливе либо в других растворах, содержащих в своём составе обезжиривающие средства, а также выполнять сушку при температуре больше 85C.
- Нельзя производить проверку на исправность генератора путём соединения выводов «массы» и регуляторов напряжения.
- Запрещено проверять наличие тока с помощью замыкания на «массу» во время
отсутствия в тракторе аккумуляторной батареи.
В исправности генератора на тракторах типа Т-40 можно убедиться с помощью лампы «масса» установленной на приборной панели, которая загорается перед пуском двигателя. В случае исправного технического состояния генератора лампа затухает, после пуска двигателя.
Техническое обслуживание генератора на тракторе Т-40
Спустя 120 часов работы необходимо выполнить проверку степени натяжения ремня, и в случае необходимости подтянуть его. Для этого нужно открутить гайку и переместить генератор на себя. Нормальным считается натяжения ремня, когда прогиб между коленвалом и шкивом равен 15–23 мм.
После 960 часов работы необходимо выполнить:
- Проверку на отсутствие заедания в движении щёток, которое в случае обнаружения нужно устранить в срочном порядке.
- Замену изношенных до 15 мм щёток. Новые щётки притираются к коллектору с помощью наждачной бумаги. После этого выполняется продувка поверхности и внутренней полости коллектора.
- В случае нагара на коллекторе – устранить его с помощью, смоченной в бензине тряпки. Если
нагар не убирается, таким образом, то необходимо применить наждачную бумагу с мелкой фракцией. - 4. Если на коллекторе присутствует следы подгорания – необходимо снять его и отдать в ремонт высококвалифицированным специалистам. Спустя каждых 240 часов работы нужно смазывать подшипники. После начала использования генератор не нуждается в дополнительной смазке в течение 1440 часов.Содержание страницы