Схема переключения передач трактора Т-150
Коробка передач на Т-150
Трактор Т150 – настоящий ветеран. Он выпускается на Харьковском тракторном заводе с 1971 года и является очень популярным на всём постсоветском пространстве. В движение данное транспортное средство приводится дизельным безнаддувным шестицилиндровым двигателем ЯМ3-236 мощностью 170 л.с. КПП на Т 150 – собственного производства. Она является единым целым с мотором. Агрегат установлен на раме.
Что необходимо знать о работе коробки передач
На тракторе Т150 установлена механическая коробка, снабжённая гидравлическим управлением. Такое решение применено для обеспечения переключения передач на ходу. Разрыва мощности при этом не происходит. Одновременно повышается производительность трактора, экономится топливо (что для коммерческой техники особенно важно), а также значительно облегчается труд водителя.
Для обеспечения движения трактора на особо малых скоростях в редукторной части коробки присутствует ходоуменьшитель. При его использовании можно особо эффективно производить некоторые виды работ, поскольку скорость снижается, а одновременно значительно увеличивается тяговое усилие.
Схема переключения режимов
На данной коробке имеются три диапазона для движения вперёд (замедленный, рабочий, транспортный) и один – назад. На каждом диапазоне – четыре передачи (столько же, сколько гидроподжимных муфт на вторичном валу). Чтобы переключить диапазоны, нужно остановить трактор и ввести в зацепление шестерни, которые передают вращение с первичного вала только на промежуточный.
Устройство КПП
В коробке передач Т150, в отличие от аналогичных агрегатов у прочих тракторов, имеется два одинаковых вала с тормозами (а не один) – для левого и правого гусеничного движителей отдельно. Это позволяет не только изменять скорость движения и тяговое усилие, но и обеспечивать повороты различного радиуса. В то время, когда оба вторичных вала движутся с равной частотой, происходит движение прямо. Когда трактор поворачивает, то валы начинают вращаться с разной частотой либо же один из них тормозится. Здесь приведена схема КПП 150к с обозначениями всех основных частей, включая приводимый от коробки вал отбора мощности, который является обязательным для техники такого типа – ведь благодаря ему обеспечивается работа различного навесного оборудования. Механизмы, при помощи которых переключаются ряды, а также включаются валы отбора мощности и насосы, находятся на крышках корпуса.
Рычаг коробки передач свободно надет на ось, установленную в корпусе. Он соединён с тормозной педалью при помощи тяги.
Типичные проблемы и способы устранения
В целом агрегат достаточно надёжен и прост по конструкции. Однако ремонт КПП т 150 должны выполнять специалисты (водители или механики) с опытом работы именно с подобными механизмами, поскольку в противном случае возможно выполнить работу некачественно.
Основные неисправности таковы:
- для переключения передач приходится применять солидные усилия. Есть вероятность, что проблема в золотнике распределителя – нужно промыть как его самого, так и место в корпусе распределителя;
- педаль муфты сцепления не хочет возвращаться в исходное положение, а ряды при этом включаются тяжело. Следует отрегулировать длину тяги блокировки;
- при переключении падают обороты двигателя. Виновник – распределитель КПП. В нём разорвана прокладка, изношены кольца или крышка;
- переключение происходит с сильными рывками. Случилось залегание перебросных клапанов. Возможно, заклинило гидроаккумулятор – тогда его нужно снять и промыть;
- передачи плохо фиксируются в своих положениях. Возможно, пружина фиксатора распределителя ослабла. Следует установить фиксатор ролика, а затем натянуть пружину регулировочным винтом. Или же бывает, что ролик соскочил с посадочного места;
- пониженное давление на передачах. Значит, залёг перепускной клапан. Нужно выполнить его снятие, промывку, а также промыть и фильтр КПП Т 150. В свою очередь, повышенное давление – симптом того, что залёг перепускной клапан или распределительный перепускной клапан;
- если на манометре указано неправильное значение, то вариантов два – либо забито отверстие дросселя, либо поломался, собственно, манометр. Во втором случае его нужно заменить.
Заключение
Коробка передач, которая устанавливается на трактор Т150, разработана и сконструирована именно с учётом особенностей работы на тяжёлой гусеничной технике. Такое устройство коробки передач позволяет обеспечить хорошую ремонтопригодность. Тем более что данный трактор выпускается уже несколько десятков лет (с небольшими изменениями), он хорошо известен как водителям, так и механикам. Запчастей для этого механизма повсюду множество, они стоят адекватных денег.
Учитывая минимум электроники (а точнее – полное её отсутствие), сборка КПП Т 150К не составит труда для опытного мастера.
Органы управления и контрольные приборы тракторов Т-150 и Т-150К
Органы управления колёсным трактором Т-150К, контрольные приборы и сигнализация показаны на рис. 1.
1) – блок предохранителей. Установлен внутри вещевого ящика;
2) – контрольная лампа. Загорается зелёным светом при включении включателя «массы». Когда начинает работать генератор, свет лампы становится более слабым;
3) – включатель «массы». Нажатием на центральную кнопку «минус» аккумуляторной батареи подключается на «массу» трактора, нажатием на боковую кнопку – отключается;
4) – указатель давления масла в гидравлической системе коробки передач. Действует только при работающем двигателе;
5) – головка крана управления стеклоочистителем. Стеклоочиститель включается поворотом головки крана против часовой стрелки. Вращением головки регулируется скорость стеклоочистителя;
6) – контрольная лампа указателей поворота. Загорается мигающим зелёным светом при включении указателя поворота;
7) – переключатель указателей поворота. Переводом рукоятки влево включаются указатели левого поворота, переводом вправо – правого поворота. После окончания поворота необходимо перевести рукоятку в нейтральное положение;
8) – манометр двухстрелочный для контроля давления воздуха в пневматической системе привода тормозов. Стрелка верхней шкалы показывает давление в пневматической системе трактора, нижней шкалы – давление воздуха, подводимого к тормозным камерам;
Рис. 1. Органы управления и контрольные приборы трактора Т-150К
9) – переключатель вентиляторов. При переводе рукоятки вниз включается обдувающий вентилятор, при переводе её вверх включается вентилятор-пылеотделитель;
10) и 11) – включатели плафона кабины и задних фар. Плафон и задние фары включаются переводом рукоятки соответствующего включателя в верхнее положение;
12) – тахоспидометр. Показывает скорость трактора (в км/ч) на четырёх концентричных шкалах, размещённых в верхней части прибора (в соответствии с включенной передачей транспортного ряда) и скорость вращения коленчатого вала на шкале, размещённой в нижней части прибора. Счётчик отсчитывает время работы двигателя в часах;
13) – включатель стартера. Стартер включается поворотом ключа по часовой стрелке до упора;
14) – кнопка выключения зажигания пускового двигателя (выключается нажатием на кнопку);
15) – указатель давления масла в системе смазки двигателя (действует во время работы двигателя);
16) – амперметр. Контролирует зарядно-разрядный режим аккумуляторной батареи;
17) – указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя;
18) – рукоятка центрального переключателя света. Переключатель может быть поставлен в одно из трёх фиксированных положений:
0 – рукоятка вдвинута до отказа, освещение включено;
I – рукоятка наполовину вытянута, включены габаритные фонари либо ближний свет передних фар (в зависимости от положения ножного переключателя света);
II – рукоятка полностью вытянута, включен дальний либо ближний свет передних фар (в зависимости от положения ножного переключателя света);
19) – рулевое колесо;
20) – кнопка звукового сигнала;
21) – рычаг ручного управления топливным насосом основного двигателя. С перемещением рычага к себе подача топлива увеличивается. Крайнее переднее положение рычага соответствует прекращению подачи топлива;
22) – рычаг переключения рядов раздаточной коробки и ходоуменьшителя. Схема его положений показана на рис. 2;
23) – кнопка проверки состояния контрольных ламп аварийной температуры охлаждающей жидкости и аварийного давления масла в системе смазки. При нажатии на кнопку контроля лампа должна загореться красным светом, что свидетельствует о её исправности;
24) – контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости. Загорается красным светом при температуре жидкости в системе охлаждения двигателя 98-104 градуса Цельсия;
25) – контрольная лампа аварийного давления в системе смазки двигателя. Загорается красным светом, когда давление масла уменьшается до 1,9-1,3 кгс/см2;
26) – рычаг переключения передач. С перемещением рычага вперёд происходит последовательное переключение передач от I до IV;
Рис. 2. Схема переключения рядов раздаточной коробки и ходоуменьшителя трактора Т-150К.
27) – цепочка управления шторкой радиатора основного двигателя. При перемещении цепочки на себя шторка закрывает соты радиатора. Цепочка может быть зафиксирована в любом положении в пазах направляющей втулки;
Рис. 3. Схема положений рычага включения приводной шестерни и муфты сцепления редуктора пускового двигателя.
28) – цепочка управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя. При перемещении тяги на себя заслонка прикрывается;
29) – рычаг включения приводной шестерни и муфты сцепления редуктора пускового двигателя. При перемещении рычага вверх (положение I) включается приводная шестерня, при перемещении вниз (положение II) замыкается муфта редуктора. В нейтральном положении рычага (Н) муфта редуктора всегда выключена, а приводная шестерня либо включена, либо выключена. Схема положений рычага представлена на рис. 3;
30) – рукоятка управления краником бензоотстойника пускового двигателя. При повороте рукоятки против часовой стрелки краник открывается;
31) – рычаг независимого торможения прицепа;
32) – рычаги управления распределителем гидравлической системы заднего навесного устройства;
33) – педаль управления топливным насосом двигателя. Сблокирована с рычагом 21;
34) – педаль управления тормозным краном;
35) – педаль управления муфтой сцепления;
36) – ножной переключатель света. Предназначается для переключения передних фар с дальнего света на ближний либо наоборот при установке рукоятки центрального переключателя 18 в положение II и ближнего света передних фар либо передних габаритных фонарей – в положение I;
37) – рычаг включения привода переднего моста. Мост включается перемещением рычага вперёд;
38) – рычаг центрального (стояночного) тормоза;
39) – рычаг управления гидроподжимной муфтой редуктора ВОМ. Муфта включается перемещением рычага вверх;
40) – рычаг включения привода редуктора ВОМ, а также привода от колёс трактора насосов гидравлических систем коробки передач и рулевого управления. Схема положений рычага представлена на рис. 4;
Рис. 4. Схема положений рычага включения привода редуктора ВОМ и приводов насосов гидросистемы коробки передач и рулевого управления от колёс:
1 – насосы приводятся от колёс, ВОМ выключен; 2 – насосы приводятся от двигателя, ВОМ выключен; 3 – насосы приводятся от двигателя, ВОМ включен.
41) – рычаг включения привода насоса гидравлической системы заднего навесного устройства. При перемещении рычага вперёд насос включается.
Большинство органов управления, которые установлены на гусеничных тракторах, по назначению и способам пользования аналогичны тем, что установлены на колёсных тракторах. Поэтому далее приводятся пояснения только к тем органам управления, которые отличаются от установленных на колёсных тракторах и являются специфическими для гусеничных (рис. 5).
1) – блок предохранителей;
2) – включатель «массы»;
3) – контрольная лампа электропитания;
4) – тахомосчётчик. Внешняя шкала служит для отсчёта частоты вращения коленчатого вала двигателя. Две шкалы, расположенные ниже, предназначены для отсчёта частоты вращения ВОМ. Прибор снабжён также счётчиком моточасов;
Рис. 5. Органы управления и контрольные приборы трактора Т-150.
5) – указатели давления в гидравлической системе коробки передач (дают показания только при работающем двигателе);
6) – переключатель вентиляторов;
7) и 8) – включатели плафона кабины и задних фар;
9) – включатель стартера;
10) – кнопка выключения зажигания пускового двигателя;
11) – указатель давления масла в системе смазки двигателя;
13) – указатель температуры жидкости в системе охлаждения двигателя;
14) – электродвигатель вентилятора кабины;
15) – электродвигатель стеклоочистителя;
16) – кнопка звукового сигнала;
17) – рычаги переключения передач;
18) – плафон кабины;
19) – обдувающий вентилятор;
20) – рулевое колесо. При повороте в любую сторону до щелчка фиксатора соответствующий указатель (5) давления должен давать показания в пределах 0-1 кгс/см2;
21) – задние фары;
22) – рукоятка центрального переключателя света;
23) – рычаг ручного управления топливным насосом основного двигателя;
24) – контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости. Рядом с ней находится кнопка проверки состояния контрольных ламп аварийной температуры охлаждающей жидкости и аварийного давления масла в системе смазки двигателя.
25) – защёлка горного тормоза;
26) – педаль управления топливным насосом основного двигателя;
27) – педаль тормоза;
28) – рычаги управления распределителем гидравлической системы заднего навесного устройства;
29) – рычаг управления гидроподжимной муфтой редуктора ВОМ;
30) – рычаг включения приводы насоса гидравлической системы заднего навесного устройства;
31) – контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки двигателя;
32) – педаль управления муфтой сцепления;
34) – рычаг переключения рядов (схема его положений представлена на рис. 6)
Рис. 6. Схема переключения рядов на тракторе Т-150.
35) – тяга управления воздушной заслонкой карбюратора пускового двигателя;
36) – рычаг включения приводной шестерни и муфты сцепления редуктора пускового двигателя;
37) – аккумуляторная батарея;
38) – цепочка управления шторкой радиатора основного двигателя;
39) – рукоятка управления краном бензоотстойника пускового двигателя;
Обслуживание систем двигателей колёсного и гусеничного тракторов производится посредством рукояток и краников, которые представлены на рис. 7:
Рис. 7. Органы управления двигателем.
1) – рукоятка ручной прокачки топливной системы (рис. 7, а)
2) – рукоятка краника слива отстоя из топливного фильтра;
3) – рукоятка краника слива топлива при прокачке топливной системы;
4) – рукоятка краника слива охлаждающей жидкости из правого блока цилиндра (отсутствует при установке предпускового подогревателя);
5) – кнопка утопителя поплавка карбюратора пускового двигателя (рис. 7, б);
6) – краник слива конденсата из картера пускового двигателя;
7) – декомпрессионный краник пускового двигателя (рис. 7, в);
8) – рукоятка дублирующего запуска пускового двигателя;
9) – рукоятка краника слива охлаждающей жидкости из левого блока цилиндров (рис. 7, г);
10) – щуп для замера уровня масла в картере двигателя.
Трансмиссия трактора Т-150, Т-150К
Коробка передач трактора Т-150К механическая, четырехскоростная, с шестернями постоянного зацепления, гидроподжимными муфтами и ходоуменьшителем в сочетании с раздаточной коробкой обеспечивает восемь скоростей движения вперед и четыре скорости заднего хода, а также восемь замедленных передач. Переключение передач производится гидроподжимными муфтами без остановки трактора.
В корпус КПП Т-150К установлены первичный вал с ведущими шестернями – четвертой, первой, второй, третьей передач, вторичный вал с ведомыми шестернями и гидроподжимными муфтами и вал ходоуменьшителя с шестернями. Сверху корпус коробки закрыт крышкой, на которой установлены фильтр и перепускной распределитель гидросистемы коробки передач. Первичный вал пустотелый, и внутри его проходит вал привода ВОМ и гидравлических насосов.
Переключение передач осуществляется поворотом золотника распределителя гидравлической системы коробки передач с помощью рычага переключения передач, установленного на колонке рулевого управления трактора. Рычаг переключения передач тягой связан с рычагом золотника распределителя. Вторичный вал имеет пять продольных сверлений. Центральный канал служит для смазки подшипников и гидроподжимных муфт, а по четырем другим продольным каналам масло от золотника распределителя подается к поршням гидроподжимных муфт.
Золотник распределителя имеет четыре фиксированных положения, каждое из которых обеспечивает включение соответствующей передачи путем направления потока масла к одной из четырех гидроподжимных муфт. Муфты служат для соединения свободно вращающихся ведомых шестерен со
вторичным валом. Гидроподжимные муфты попарно собраны в барабанах и установлены на шлицах вторичного вала.
В каждом барабане выполнено по два рабочих цилиндра, в которых установлены поршни. Сопряжение поршень – барабан уплотнено внутренним резиновым кольцом и наружным разрезным чугунным кольцом. Пружины постоянно прижимают поршни к стенкам барабана. Входя в расточки поршней, они вторыми концами упираются в упорное кольцо, которое закреплено на барабане стопорным кольцом. В каждом поршне установлено по два центробежных шариковых клапана.
На наружной поверхности барабана профрезеровано восемь пазов, в которые входят выступы стальных ведомых дисков. К выступам дисков с двух сторон приклепаны стальные пластинчатые пружины, служащие для отвода ведомых дисков от ведущих при выключении муфты. Между ведомыми дисками установлены ведущие диски с металлокерамическими накладками и внутренними шлицами, которыми они сопрягаются со шлицевыми венцами ведомых шестерен.
Набор ведущих и ведомых дисков при включении муфты замыкается упорным диском и стопорным кольцом, установленным в расточке барабана. В заднем отсеке коробки передач размещен ходоуменьшитель. Ведущая шестерня ходоуменьшителя, установлена на шлицах заднего конца вторичного вала и находится в постоянном зацеплении с шестерней. Шестерня вместе с распорной втулкой и малой шестерней установлены на валу ходоуменьшителя и затянуты гайкой.
Подвижная шестерня включения ходоуменьшителя установлена на шлицах первичного вала раздаточной коробки. При включении ее в зацепление с шестерней вращение от вторичного вала КПП Т-150К передается к первичному валу раздаточной коробки через шестерни ходоуменьшителя. При перемещении шестерни вперед она выходит из зацепления с шестерней, а своими внутренними шлицами соединяет шестерню и первичный вал раздаточной коробки, работая как шлицевая муфта, соединяя вторичный вал коробки с первичным валом раздаточной коробки.
В верхней части отсека ходоуменьшителя на шлицах вала шестерни раздаточной коробки установлена подвижная шестерня заднего хода, с помощью которой осуществляется включение заднего хода. На крышке отсека ходоуменьшителя крепится колонка переключения рядов, заднего хода и ходоуменьшителя. Механизм переключения рядов заднего хода и ходоуменьшителя состоит из передвижных вилок включения рядов,
ходоуменьшителя, заднего хода, закрепленных на стержнях (валиках) стопорными болтами.
Вилка включения рядов (рабочего и транспортного) размещается в картере раздаточной коробки и входит своим зевом в проточку зубчатой муфты. Вилки и включения ходоуменьшителя и заднего хода размещены в отсеке ходоуменьшителя коробки передач и входят в проточки шестерен. Управление переключением рядов, заднего хода и ходоуменьшителя производится двуплечим рычагом, опирающимся на сферическую поверхность втулки, запрессованную в корпус колонки.
Для исключения возможности одновременного включения рядов, заднего хода и ходоуменьшителя служит кулиса, прикрепленная к нижней поверхности крышки. Прорези кулисы определяют направление и величину перемещения нижнего конца рычага переключателя. В нейтральном положении рычаг удерживается подпружиненным толкателем. На цилиндрической поверхности толкателя имеется ступенчатая фрезеровка, в которую упирается шарик включателя блокировки запуска двигателя.
При включении рядов рычаг смещает толкатель и поднимает шарик, который замыкает контакты включателя, и запуск двигателя при включенном ряде невозможен. Стержни вилок фиксируются в определенном положении тремя фиксаторами. Для исключения возможности включения рядов, заднего
хода и ходоуменьшителя без выключения муфты сцепления над фиксаторами установлен валик блокировки коробки с муфтой сцепления.
Раздаточная коробка трактора Т-150К
Раздатка трактора Т-150К служит для распределения крутящего момента, передаваемого коробкой передач двумя потоками к переднему и заднему ведущим мостам трактора. Кроме того, в одном агрегате с раздаточной коробкой выполнен дополнительный двухступенчатый редуктор, позволяющий получать два ряда скоростей движения трактора – рабочего и транспортного. Все механизмы раздатки размещены в картере, прикрепленном к картеру коробки передач.
Первичный вал вращается в подшипниках качения. На валу свободно установлены ведущие шестерни транспортного ряда и рабочего ряда. Между шестернями на шлицы первичного вала установлена зубчатая ступица с зубчатой муфтой. При перемещении муфты вперед она соединяет шестерню транспортного ряда через ступицу с первичным валом, обеспечивая включение транспортного ряда и передачу вращения к валам привода мостов.
При перемещении зубчатой муфты назад с первичным валом соединяется шестерня рабочего хода скоростей. В постоянном зацеплении с ведущими шестернями находятся ведомые шестерни которые установлены на шлицах вала привода заднего моста. На шлицах вала привода переднего моста установлена подвижная шестерня включения переднего моста. При перемещении шестерни вперед она входит в зацепление с ведомой шестерней транспортного ряда, включая в работу передний мост.
При перемещении шестерни назад передний мост выключается. Передний мост включается и выключается рукояткой через двуплечий рычаг и вилку. Рукоятка приварена к оси вращающейся в расточках крышки. Приводы к насосам гидросистем коробки передач, рулевого управления и заднего навесного устройства, а также привод независимого ВОМ размещены в верхней части картера раздатки.
Ведущая ступица приводов получает вращение от коленчатого вала двигателя через торсионный вал. На зубчатом наружном венце ступицы устанавливается подвижная шестерня, имеющая на переднем торце два кулачка для соединения с кулачками шестерни вала. Зубчатый венец вала-шестерни находится в постоянном зацеплении с шестерней транспортного ряда. При включении передачи заднего хода вращение шестерни заднего хода передается валу шестерне и через шестерни к валу привода заднего моста и ведущим колесам.
К задней стенке картера раздаточной коробки Т-150К прикреплен болтами корпус, в котором на двух шариковых подшипниках установлен ведомый вал привода ВОМ, на передний конец вала – зубчатый венец для соединения с подвижной шестерней. При нейтральном (среднем) положении подвижная шестерня внутренними зубьями соединена со ступицей.
Вращение от двигателя через торсионный вал, ступицу шестерню передается насосом рулевого управления заднего навесного устройства и через шестерню и вертикальный валик – насосу гидросистемы коробки передач. В этом положении шестерни ВОМ отключен. При перемещении назад она дополнительно включает ВОМ и осуществляет привод насосов от двигателя.
В крайнем переднем положении шестерня отключается от ступицы, а своими кулачками соединяется с кулачками шестерни вала. При этом шестерня не получает вращение от двигателя, а вращается от ведущих колес через шестерни и вала. Это положение используется при буксировке трактора с неработающим двигателем. Передвижение шестерни в то или другое положение осуществляется двуплечим рычагом через валик и вилку. Картер раздаточной коробки заполнен маслом, используемым для смазки деталей коробки и в качестве рабочей жидкости для гидросистемы коробки передач.
Механизм переключения передач. Передачи переключаются с помощью поворота золотника и направления потока жидкости к гидромуфте включаемой передачи. Двуплечий рычаг, установленный на рулевой колонке и связанный тягой с золотником, поворачивает его в то или иное положение, обеспечивая включение одной из четырех муфт соответствующей передачи. Гидравлическая система трансмиссии работает следующим образом.
Передача включена. Масло из поддона раздатки Т-150К всасывается насосом через сетчатый фильтр, продавливается через фильтр тонкой очистки и поступает к распределителю. Золотник распределителя, установленный в одном из четырех фиксируемых положений, направляет масло в соответствующую кольцевую проточку и через связанное с ней отверстие во вторичном валу к одной из четырех гидроподжимных муфт (на схеме включена первая передача).
Поршень муфты под давлением масла перемещается и сжимает пакет дисков, и передача включается, при этом крутящий момент через шестерни постоянного зацепления и муфты передается с первичного вала на вторичный. Остальные три муфты в это время сообщены со сливом, то есть не работают. Одновременно с включением муфты и передачи перекидные клапаны давлением масла перебрасываются в такое положение, при котором масло поступает в гидроаккумулятор для его подзарядки.
После заполнения муфты и подзарядки гидроаккумулятора излишки масла открывают перепускной клапан, отрегулированный на давление 9,0 кгс/см2, и направляются в радиатор на охлаждение, а затем в бак. Если масло не разогрето и имеет повышенную вязкость, то оно минует радиатор и через клапан направляется в бак. Часть перепускаемого масла поступает к центральному дросселирующему отверстию вторичного вала и подается на полив и смазку дисков и подшипников муфт. Из бака масло по трубопроводу направляется в картер раздаточной коробки.
Переключение передач на ходу. Установка гидроподжимных муфт позволяет переключать передачу на ходу без остановки трактора, при этом ранее включенная передача выключается в момент включения новой передачи. Это происходит следующим образом. Когда включена первая передача, то раздающий паз золотника установлен против отверстия первой передачи; с этим каналом был соединен гидроаккумулятор.
При переключении с первой на вторую передачу золотник поворачивается и раздающий паз его сообщается с отверстием второй передачи вторичного вала, а гидроаккумулятор еще соединен с гидромуфтой первой передачи и поддерживает в ней давление, при этом разрежается. Как только гидромуфта второй передачи наполнится, поршень сожмет диски и муфта включается, давление масла перебросит перекидные клапаны и
гидроаккумулятор соединится с гидромуфтой второй передачи.
Гидромуфта первой передачи прекратит передавать крутящий момент, и жидкость сливается из муфты. Остатки жидкости будут выброшены из муфты через центробежный клапан. Весь процесс переключения на ходу с одной передачи на другую занимает 0,3-0,4 с, а момент, когда включены обе муфты, составляет десятые доли секунды.
Обслуживание коробки передач Т-150К и ее гидравлической системы сводится к своевременной заправке и замене (через 960 ч работы) масла, очистке и промывке фильтров (через 480 ч работы). Кроме того, следят за давлением масла в магистрали по манометру, установленному в кабине. Нельзя работать с давлением ниже 7 кгс/см2; нормальное давление – 9,0 кгс/см2. При переключении передач давление может кратковременно падать до 4-5 кгс/см2, а затем снова повышаться до нормального.
Механизм блокировки переключения рядов, ходоуменьшителя и заднего хода регулируют за счет изменения длины тяги, соединяющей рычаг валика блокировки и рычаг управления муфтой сцепления. Изменением длины тяги регулируют и привод переключения передач.
Коробка передач трактора Т-150
КПП трактора Т-150 механическая, четырехрежимная, восьмискоростная, имеющая ходоуменьшителя и обеспечивающая четыре передачи заднего хода. В отличие от коробки передач трактора Т-150К она имеет два выходных вторичных вала с гидроподжимными муфтами и ленточными тормозами, что позволяет не только изменять скорость движения, но и осуществлять поворот трактора. Каждый вторичный вал обеспечивает привод одной из гусениц трактора.
Вследствие этого, коробка имеет два золотниковых распределителя (левый и правый) и два рычага переключения передач, установленных на рулевой колонке. Переключение рядов производится зубчатой муфтой, установленной на первичном валу между шестерней основного рабочего ряда и шестерней ускоренного ряда.
Крутящий момент с первичного вала передается через шестерни соответствующего ряда на промежуточный вал, имеющий шестерни постоянного зацепления со вторичными валами. Прямолинейное движение трактора будет при включении на обоих вторичных валах муфт одной и той же передачи.
Поворачивать трактор можно следующими способами:
– включением на вторичных валах разноименных муфт, то есть, например, на левом валу включена муфта первой передачи, а на правом — второй передачи. При этом осуществляется поворот с фиксированным радиусом поворота, величина которого зависит от сочетания включенных на валах передач;
– на одном вторичном валу включена какая-либо передача, а на другом все муфты выключены — осуществляется плавный поворот;
– на одном вторичном валу включена какая-либо передача, а на другом все муфты выключены и вал заторможен тормозом — осуществляется крутой поворот на месте.
Плавное выключение фрикционной муфты при повороте с достижением желаемой пробуксовки муфты достигается воздействием на правый или левый клапан плавного снижения давления (золотникового типа). Золотники передвигаются с помощью рулевого колеса, установленного в кабине трактора и соединенного с поводками золотников тягами. Устройство гидроподжимных муфт и распределителей аналогично коробке передач трактора Т-150К.
Схема переключения передач трактора Т-150
3.2. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ ТРАКТОРА Т-150К
Все органы управления трактором, контрольно-измерительные приборы, сигнализация и коммутационная аппаратура размещены в кабине (рис. 4):
Рис. 4. Органы управления трактором и контрольные приборы.
1 — блок предохранителей. Установлен под крышкой вещевого ящика;
2—включатель «массы». Имеет две кнопки. При нажатии на центральную кнопку «минус» аккумуляторной батареи подключается на «массу». При нажатии на нижнюю кнопку —отключается;
3 — указатель давления масла в гидравлической системе коробки передач. Действует во время работы дизеля. Диапазон шкалы 0—1,6 МПа (0—16 кгс/см2). Нормальное показание 0,95—1,05 МПа (9,5—10,5 кгс/см2);
4 — контрольная лампа аварийного давления воздуха в пневмосистеме загорается красным светом при понижении давления до 0,45—0,55 МПа (4,5—6,5 кгс/см2);
5 — контрольная лампа указателей поворота. При включении указателей загорается мигающим зеленым светом;
6 — головка крана управления стеклоочистителем. Стеклоочиститель включается поворотом полочки крана против часовой стрелки. Вращением головки регулируют скорость стеклоочистителя,
7 — переключатель указателей поворота. При переводе рукоятки влево включаются указатели левого поворота, при переводе вправо — правого поворота. После окончания поворота необходимо перевести рукоятку переключателя в нейтральное положение;
8 — манометр двухстрелочный для контроля давления воздуха в пневматической системе. Прибор имеет две шкалы, градуированные в кгс/см2, стрелка верхней шкалы показывает давление И воздушных баллонах, нижней — в тормозных камерах;
9 — переключатель вентиляторов. При переводе рукоятки вниз включается обдувающий вентилятор, вверх — включается вентилятор-пылеотделитель;
10 и 11 — включатели плафона кабины и задних фар. Плафон и задние фары включаются переводом рукоятки соответствующего включателя в верхнее положение;
12 — тахоспидометр. Показывает скорость трактора (в км/ч) на четырех концентрических шкалах, размещенных в верхней части прибора, в соответствии с включенной передачей III диапазона и частоту вращения коленчатого вала дизеля в минуту на шкале, размещенной в нижней части прибора. Установленный па приборе счетчик отсчитывает моточасы работы дизеля;
13 — включатель стартера. Для включения стартера повернуть ключ по часовой стрелке до упор;
14 — кнопка выключения зажигания пускового двигателя. При нажатии на кнопку зажигание выключается;
15 — указатель давления масла в системе смазки дизеля. Действует во время работы дизели. Диапазон шкалы 0—0,6 МПа (0—6 кгс/см2). Нормальное показание 0,3—0,5 МПа (3—5 кгс/см2);
16 — амперметр. Контролирует зарядно-разрядный режим аккумуляторной батареи;
17—указатель температуры охлаждающей жидкости. При включении включателя «массы» показывает температуру жидкости в системе охлаждения дизеля. Нормальное показание 353—373К (80—100°С);
18 — рукоятка центрального переключателя света. Переключатель может быть поставлен в одно из трех фиксированных положений: 0—рукоятка вдвинута до отказа, освещение выключено; I—рукоятка наполовину вытянута, включены габаритные фонари; II — рукоятка полностью вытянута, включены габаритные фонари и дальний или ближний свет передних фар — в зависимости от положения ножного переключателя света. При установке рукоятки в положение / или II включается также освещение приборных щитков. Кроме того, рукоятку можно вращать. При этом будет изменяться яркость освещения приборов;
19 — рулевое колесо;
20 — кнопка звукового сигнала;
21 — кнопка включателя для контроля исправности ламп фонарей аварийной сигнализации в системах смазки и охлаждения дизеля;
22 — рычаг ручного управления топливным насосом дизеля. При перемещении рычага на себя подача топлива увеличивается. Крайнее переднее положение рычага соответствует прекращению подачи топлива;
23 — рычаг переключения диапазонов коробки передач. Он служит для включения I, II и III диапазонов передач и заднего хода. Рычагом включают тот или иной диапазон во время трогания трактора с места при выжатой муфте сцепления. Положения рукоятки рычага переключения диапазонов показаны на рис. 5;
24 — контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости. Загорается красным светом при температуре жидкости в системе охлаждения дизеля 371—377К (98—104°С);
25—контрольная лампа аварийного давления масла в системе смазки ди-зеля. Загорается красным светом при понижении давления масла до 0,19—•-0,13 МПа (1,9—1,3 кгс/см2);
26—рычаг переключения передач. Расположен на кронштейне рулевой колонки и связан тягой с рычагом распределителя гидросистемы коробки передач. Он имеет четыре фиксированных положения (рис. 6), которые соответствуют четырем передачам коробки передач. На кронштейне рычага установлен указатель включенной передачи;
27 — цепочка управления шторкой радиатора дизеля. Цепочка может быть зафиксирована в любом положении в пазах направляющей втулки;
28 — цепочка управления воздушной заслонкой карбюратора пускового-двигателя. При перемещении тяги на себя заслонка прикрывается;
29 — рычаг включения приводмой шестерни и муфты сцепления редуктора пускового двигателя. При перемещении рычага вверх (положение I) (рис. 7) включается приводная шестерня, при перемещении вниз (положение 11) замыкается муфта редуктора. В нейтраль ном положении рычага (Н) муфта редуктора всегда выключена, а цриводная шестерня либо включена, либо выключена;
30— рукоятка управления краником бензоотстойника пускового двигателя. При повороте рукоятки против часовой стрелки краник открывается;
31 — педаль управления топливным насосом дизеля. Сблокирована с рычагом 22
32 — рычаги управления распределителем гидравлической системы заднего навесного устройства. Схема положений рычагов показана на таблице, прикрепленной па задней панели кабины;
33 — педаль управления тормозным краном;
34 — педаль управления муфтой сцепления. Педаль сблокирована с механизмом блокировки переключения передач, что не позволяет переключать скорости при включенной муфте сцепления;
35— ножной переключатель света предназначен для переключения передних фар с дальнего света на ближний или наоборот при установке рукоятки 18 центрального переключателя в положении 11;
36 — рычаг включения привода переднего моста. При перемещении рычага вперед включается передний мост;
37 — рычаг центрального (стояночного) тормоза;
38 — рычаг управления гидроподжим пой муфтой редуктора ВОМ. При перемещении рычага вверх муфта включается,
39 — рычаг включения привода редуктора ВОМ, а также привода насосов гидравлических систем коробки передач и рулевого управления от колес трактора. Схема положений рычага показана на рис. 8. Включать ВОМ следует при неработающем дизеле. При буксировке трактора с неисправным дизелем для
управления поворотом следует включать привод насосов от колес. Для этого снимите
крышку люка в полу кабины и вдавите до от-
на стопор и перевести рычаг в нейтральное положение. При работающем дизеле привод насосов от колес включать нельзя;
40 — рычаг включения привода насоса гидравлической системы заднего навесного устройства. При перемещении рычага вперед насос включается;
41 — рычаг торможения прицепа. Схемы положений рычагов 23, 26, 29, 36,
39 и 40 показаны на таблице, прикрепленной на передней панели кабины слева;
42 — рычаг управления автосцепкой. Верхнее положение рычага соответ-
ствует утопленному положению фиксатора, позволяющему производить подсоединение и отсоединение рамки автосцепки от замка навесного орудия;
43 — включатель вентилятора воздухоохладителя-отопителя;
44 — включатель водяного насоса воздухоохладителя-отопителя.
Рис. 8. Схема положений рычага включения привода редуктора ВОМ и приводов насосов гидросистемы коробки передач и рулевого управления от колес;
1—насосы включены от колес, ВОМ выключен; 2 — насосы включены от .дизеля, ВОМ выключен; 3 — насосы включены от дизеля. ВОМ включен.