4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трактор МТЗ-5 — история, обзор, характеристики

Содержание

Трактор МТЗ-5: конструктивные особенности и модификации

Выпуск популярного трактора марки МТЗ-5, который относится к тяжелой сельскохозяйственной технике общего назначения, начался еще в прошлом веке. Агрегат имел тяговый класс 1,4. Что касается производителя, то техника разрабатывалась в городе Минск на заводе, который позже стал более известен своей продукцией.

Первые модели трактора МТЗ-5 создавались в Белоруссии. Там их выпускали с 1957 года по 1962. Позже производство этой модели и его последующих модификаций было также налажено на Южмаше, где и собирались с 1958 по 1972 гг.

Историческая справка

Южмаш – Государственное предприятие «ПО “Южный машиностроительный завод” имени А. М. Макарова», специализируется на производстве ракетной и наукоемкой техники. Был основан в 1944 году. Расположен в Днепропетровске. Изначально не имел названия и носил номер №586. Помимо ракетно-космической техники выпускает троллейбусы, трамваи и тракторы ЮМЗ.

В качестве основы для модели «Беларус-5», был взят трактор МТЗ-2, который к тому времени уже считался устаревшим.

Данная машина создавалась для широкого спектра работ:

  • посев и уборка урожая;
  • пахота и удобрение почвы;
  • обработка полей химикатами;
  • транспортировка грузов.

Подобная универсальность достигается благодаря наличию дополнительного оборудования, которым можно агрегировать данную машину. Например, стогометатель, вилочный погрузчик или универсальный навесной копновоз. МТЗ-5 нередко использовался в качестве шасси для ряда некрупных гидравлических экскаваторов.

Особенности модификаций

Спустя год после запуска производства МТЗ инициирует программу доработки базовой комплектации трактора, с целью улучшить показатели ттх машины. Так появился трактор МТЗ-5К, который был снабжен раздельно-агрегатной навесной гидросистемой.

После 1958 года линейку серии МТЗ-5 пополнили модели МТЗ-5Л и МТЗ-5М, конечные буквы в названиях которых указывали на тип пуска двигателя: с помощью пускового двигателя или электро стартера соответственно.

В след за ними конструктора создали модификацию с литерой «С», оборудованную одноместной кабиной закрытого типа. Трактора МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС в основном применялись при работе на сложных грунтах и нередко оснащались полугусеничным ходом.

Что же касается «Южмаша», то первое время выпускал классический вариант МТЗ-5. Однако, вскоре было налажено собственное производство тракторов, которые в дальнейшем сохранили широко известное название «Беларусь», но известны всему миру уже как трактора ЮМЗ.

Силовая установка

Классическая модель «Беларусь-5» поставлялась на рынок с двигателем «Д-40» мощностью 40 л.с. Этот четырехтактный дизель, оснащенный четырьмя цилиндрами, в дальнейшем обзавелся модификациями Д-40Л и Д-40М, которые устанавливались на трактора с соответствующими литерами в маркировке модели. Буквы Л и М обозначали тип запуска мотора: электрический стартер или пусковой двигатель, соответственно. Трактор МТЗ-5ЛС компоновался движком Д-48Л с пусковым бензиновым двигателем и вихрекамерным смесеобразованием. Двигатель Д-48М на модификации трактора МТЗ-5МС запускался посредством стартера. Обе модели Д-48 имеют увеличенное число оборотов коленчатого вала (по сравнению с Д-40) и обладают мощностью 48 л.с.

Конструктивные изменения двигателей трактора Беларус-5 по сравнению с его предшественником МТЗ-2:

  1. Уменьшение массы двигателя и повышение его эксплуатационных характеристик.
  2. Более совершенная электроника (в частности освещение, сигнализация и пр.).
  3. Генератор постоянного тока.
  4. Электрооборудование силой тока 12 В.
  5. Аккумуляторы на 135 Ам-ч.

Конструкция

Когда-то МТЗ-5 считался лучшим трактором современности за счет целого ряда оригинальных и передовых решений, которые были отражены в его модели. В частности техника получила более совершенную муфту сцепления, новую гидросистему и вал отбора мощности с независимым приводом.

С помощью поверхностной закалки деталей при нагреве токами высокой частоты инженеры ощутимо повысили эксплуатационные характеристики ходовой и элементов трансмиссии трактора. Ходовая система стала более устойчива к нагрузкам благодаря модернизации конструкции передней оси и увеличению диаметра малых колес с одновременным снижением давления в их шинах.

Была дополнена система освещения трактора, в результате чего он получил четыре фары. Общий же вес конструкции уменьшился на 1/4 тонны.

В результате получился гораздо более универсальный по сравнению с МТЗ-2 трактор, который отлично агрегировался со множеством разнообразных сельхозмашин и оборудованием, требующим привод органов от вала отбора мощности.

Из рабочего оборудования «МТЗ-5» комплектовался гидрофицированным крюком, полунезависимым приводом, гидравлической навесной системой, ВОМ и приводным шкивом.

Отдельно стоит отметить возможность не только менять ширину колеи и перемещать ступицы ведущих колес по полуосям, но и устанавливать полугусеницы, что значительно повышало характеристики проходимости по различным (в том числе сложным) грунтам.

Читать еще:  Мотокультиваторы Чемпион (Champion): технические характеристики, устройство, фото и видео

Первые версии МТЗ-5 не обладали кабиной, однако на последние модификации устанавливалась простая одноместная кабина.

Трактор МТЗ-5

МТЗ-5 – модель колесного трактора общего назначения, относящаяся к классу тяги 1,4. Производство данной техники было налажено на Минском тракторном заводе. Здесь МТЗ-5 собирали в 1957-1962-ом годах. Также модель с 1958-го по 1972-го года выпускалась Южным машиностроительным заводом. Основой для создания «Беларуса-5» стал трактор МТЗ-2, который к тому моменту морально устарел.

Данная техника является широкоуниверсальной и предназначается для выполнения работ по уборке и посеву зерновых культур, уходу за пропашными культурами, предпосевной обработке, пахоты средних и легких почв и транспортных работ. Трактор агрегируется с большим количеством погрузочно-транспортного навесного оборудования: универсальным навесным копновозом (КУН), вилочным погрузчиком и стогометателем. Также МТЗ-5 выполняет роль шасси для целого семейства небольших гидравлических экскаваторов.

Рабочий МТЗ-5 видео

В период производства было выпущено 644 тысячи «Беларусов-5». Трактор использовался во всех зонах.

Модификации

Существовало несколько версий данной модели. Классическую модификацию Минский тракторный завод собирал около года. Затем МТЗ-5 прошел модернизацию. Техника получила раздельно-агрегатную гидросистему и стала называться МТЗ-5К. Однако производство данной модификации продолжалось всего несколько месяцев.

В 1958-ом году «Беларус-5» вновь переделали. Начался выпуск версий МТЗ-5Л и МТЗ-5М. Литерами «М» и «Л» обозначались модификации, получившие иной способ пуска дизельного двигателя и новый комплекс электрооборудования. Запуск модели МТЗ-5М осуществлялся посредством электростартера (оборудование постоянного тока), МТЗ-5Л – через пусковой двигатель (оборудование переменного тока).

Позднее появились версии с литерой «С». Ими обозначались модели, оборудованные закрытой кабиной. МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС предназначались для использования в сложных почвенных условиях и опционально оснащались полугусеничным ходом.
Южный машиностроительный завод изначально также выпускал МТЗ-5. Однако затем предприятие назвало свой продукт ЮМЗ-5, сохранив при этом прежнее торговое название «Беларусь».

Технические характеристики

  • МТЗ-5 получил 40-сильный мотор, не отличающийся большой мощностью.
  • Эксплуатационная масса техники составила 3,19 тонны.
  • Удельный расход топлива трактора равнялся 200 г/л.с. в час при емкости топливного бака в 90 литров. «Беларус-5» имел диапазон скоростей 1,4-22,3 км/час.
  • Ширина МТЗ-5 составляла 1884 мм, длина – 4095 мм, высота – 2390 мм.
  • Дорожный просвет равнялся 450 мм под задним мостом, 650 мм – под задними колесами, 640 мм – под передней осью.

Двигатель

Классическая модификация «Беларуса-5» оснащалась 4-тактным 4-цилиндровым двигателем «Д-40». Мотор имел мощность в 40 «лошадей». Версии МТЗ-5М и МТЗ-5Л комплектовались агрегатами «Д-40М» с электрическим стартером и «Д-40Л» с пусковым двигателем. МТЗ-5ЛС получил переработанный мотор «Д-48Л», МТЗ-5МС – «Д-48М». Первый отличался вихрекамерным смесеобразованием. Агрегаты последних версий «Беларуса-5» имели мощность 48 «лошадей» и частоту вращения 1600 об/мин. При этом все силовые установки были унифицированными.

Конструкция двигателей МТЗ-5 в сравнении с МТЗ-2 была переработана:
– трактор получил 12-вольтовое электрооборудование;
– сигнализация и система электроосвещения стала более совершенной;
– «Беларус-5» обзавелся аккумуляторными батареями на 135 Ам-ч и генератором постоянного тока с реле-регулятором;
– масса двигателя сократилась, а износостойкость повысилась.

Устройство

МТЗ-5 получил несколько решений, сделавших его одним из лучших тракторов своего времени. Техника обзавелась совершенной муфтой сцепления, новой гидросистемой и ВОМом с независимым приводом.

Износостойкость элементов ходовой системы и силовой передачи за счет использования поверхностной закалки деталей, дополненной нагревом ТВЧ, была существенно повышена. Измененная конструкция передней оси и увеличенные передние колеса, отличающиеся пониженным давлением в шинах, делали ходовую систему более устойчивой к нагрузкам.

Количество фар в «Беларусе-5» увеличилось до 4, вес снизился на 250 кг.

В сравнении с МТЗ-2 трактор оказался более универсальным и агрегировался с множеством сельскохозяйственных машин различного типа, а также с уборочными устройствами и оборудованием, требующим привод органов от ВОМа. Модель получила гидросистему НС-37 с 2 выносными цилиндрами
Рабочее оборудование «Беларуса-5» включало в себя гидрофицированный крюк, гидравлическую навесную систему, полунезависмый привод, приводной шкив и ВОМ.
Ведущие колеса позволяли бесступенчатым методом менять ширину колеи и перемещать ступицы по полуосям. Установка полугусениц позволяла улучшить проходимость техники.

Изначально МТЗ-5 выпускался без кабины. Более поздние версии получили одноместную простую кабину каркасного типа.

Производство МТЗ-5 было завершено в середине прошлого века, потому найти данный трактор в рабочем состоянии довольно тяжело. Стоимость моделей последних годов выпуска составит 50-150 тысяч рублей.

Аналоги

Аналогом МТЗ-5 можно считать МТЗ-7, который являлся улучшенной версией данной модели.

Трактор МТЗ-5 — история, обзор, характеристики

Большая часть моделей новых тракторов минского производства представляют собой модифицированные версии машин, с лучшей стороны зарекомендовавших себя в разных отраслях народного хозяйства. Именно к таким машинам относится трактор МТЗ-5.

Преемственность конструкции способствует унификации запасных частей и агрегатов, опыт эксплуатации базовых моделей позволяет своевременно устранять конструктивно-производственные недостатки.

Модернизации подвергаются средства механизации частных и небольших фермерских хозяйств. Популярный в то время мотоблок Беларус 05 усовершенствован в версиях с индексами от 06 до 012. Новые модели характеризуются повышенной мощностью, улучшенным дизайном, увеличенным сроком службы основных узлов.


Фото: трактор МТЗ-5

  • Колесный трактор МТЗ-5 общего назначения был создан на основе морально и технически устаревшей машины МТЗ-2. Заложенные в его конструкцию решения были использованы при разработке известного трактора МТЗ-50.
  • 5-я модель характеризуется универсальностью и совместимостью с разными видами навесных и прицепных сельхозмашин, экскаваторным и погрузочно-разгрузочным оборудованием.
  • За пять лет МТЗ-5 минскими машиностроителями выпущено более 600000 единиц, после чего производство было перемещено на завод «Южмаш». Улучшенная версия после небольших усовершенствований получила новое название ЮМЗ-6.
Читать еще:  Сеялка для газона - описание, виды, принцип работы прицепной и ручной сеялки для газона

Технические характеристики

Габариты базовой модели весом в 3190 кг находятся в пределах 4,09 х 1,84 х 2,39 метра, дорожный клиренс под передним и задним мостом соответственно 640 и 450 мм. Эксплуатационные возможности трактора повышены за счет большого диапазона регулировки колеи, применения широкопрофильных шин низкого давления, улучшения конструкции обоих мостов и ходовой части в целом.

  • Первые серии тракторов комплектовались четырехцилиндровыми 40-сильными двигателями марки Д-40 с расходом дизельного топлива до 200 г/л.с. в час. Одной 90 литровой заправки с небольшим остатком хватало на одну рабочую смену.
  • Скоростной диапазон в пределах 1.4-22,4 км/ч обеспечивал освоение больших объемов сельскохозяйственных работ и частично — транспортных перевозок.
  • Впоследствии мощность силовых агрегатов была повышена до 48 л.с, новые машины получили доработанную муфту сцепления и более совершенное электрооборудование. Нагруженные шестерни двигателя и детали трансмиссии стали более износостойкими за счет закаливания рабочих поверхностей токами высокой частоты.
  • Расходные материалы и запчасти разных версий 5-й модели были в значительной степени унифицированы. Исключение составляли системы запуска и отдельные комплектующие электрооборудования.

Состав штатного рабочего оборудования эксплуатируемого трактора включает в себя достаточно совершенную бортовую гидравлику и заднюю навеску совместимую с самыми разными видами агрегатов сельскохозяйственного, коммунального и строительного назначения. Для транспортирования тяжелых прицепов применяется сцепное гидрофицированное устройство, для активации стационарного оборудования — приводной шкив или ВОМ.

Экономичные и высокопроизводительные – это трактора МТЗ

Модельный ряд МТЗ очень обширен, однако каждая модель отличается надежностью и высоким качеством сборки, что значительно увеличивает эксплуатационный срок любого силового агрегата. Большое разнообразие среди навесного оборудования позволяет использовать трактора при различных видах работ. Устройство моделей простое и неприхотливое при техническом обслуживании.

Первые модели тракторов, благодаря, которым Минский завод стал узнаваем

К моделям, которые принесли Минскому заводу по производству тракторов популярность, стоит отнести:

  • модель 40;
  • модель 52М;
  • модель 60;
  • модель 83;
  • модель 85;
  • модель 92.

Тракторы МТЗ этих моделей комплектовались дизельными двигателями. Их мощность колебалась в диапазоне от 45 до 89 лошадиных сил. Также они различаются по тяговому классу. Общей чертой этих моделей является то, что их можно использовать с разнообразным навесным оборудованием: щеточное оборудование, ковш, отвал (лопата), зернодробилка.

Многие отечественные умельцы начали в домашних условиях делать лопату к этим моделям. Стоит отметить, что самодельные лопаты ничуть не хуже справлялись с поставленной задачей, чем производственные. В качестве примера давайте рассмотрим технические характеристики нескольких моделей.

Трактор модель 92

Это самая мощная модель из выше представленных тракторов. К главным параметрам стоит отнести:

  • мощность 89 л. с;
  • клиренс 465 мм;
  • максимальный груз для ЗПУ 4000 кг;
  • масса 3,9 т.

Со времен на смену этим моделям пришли более мощные, которые также смогли удивить и порадовать работников сельского и народного хозяйства.

Трактор модель 40

Основное предназначение модели, это обработка почвы в садах и теплицах. Помимо этих работ трактор может также транспортировать груз небольшого веса на небольшие расстояния. Агрегат относится к 0,9 тяговому классу. Основные параметры модели:

  • удельный расход дизельного топлива 182 г/л.с. в час;
  • масса 2,6 т;
  • габариты в/д/ш 2100/3660/1620 мм.

Дизельный двигатель, которым укомплектована модель, отличается экономичностью и простотой в обслуживании.

Трактор модель 52

Это полноприводная модель, которая является модификацией модели МТЗ 50. основные технические параметры модели:

  • дорожный просвет 465 мм;
  • габариты д/ш/в 3810/1970/2470 мм;
  • масса 3,6 т.

Впоследствии трактор был модифицирован в модель МТЗ 62. Данная модель комплектовалась дизельным двигателем, мощность, которого равна 65 лошадиных сил.

Минские модели малой механизации

В эту категорию трактором МТЗ следует отнести:

  • модель 100;
  • модель 132 (модификация 132 Н);
  • модель 142;
  • модель 152.

Несмотря на свои небольшие габаритные размеры, модели наделены следующими качественными характеристиками, а именно: маневренность, неприхотливость в обслуживании и простоту при эксплуатации. Все выше перечисленные модели могут также использоваться с прицепами, с навесным сельскохозяйственным оборудованием. Сфера использования моделей разнообразна, они востребованы в разных отраслях сельского хозяйства и животноводства, в частном хозяйстве.

Основные технические характеристики МТЗ 100

Модель МТЗ 100 – это универсальный силовой агрегат, который расположился между первым и вторым тяговым классом. Основные технические показатели:

  • мощность 100 л. с;
  • удельный расход дизельного топлива 242 г/кВт ч;
  • объем топливного бака 156 л;
  • масса 3750 кг.

У модели имеется задняя навеска, которая максимально расширяет функционал трактора.

Трактор МТЗ модель 102 предназначен для работы с навесным, прицепным и полунавесным оборудованием. Этот факт свидетельствует о том, что это многофункциональная модель, которая сегодня очень востребована в народном хозяйстве.

Основные технические параметры:

  • мощность 105 л. с;
  • передний просвет 645 мм;
  • объем цилиндров 4,75 л.

На вопрос, через сколько моточасов менять масло, стоит искать ответ в инструкции завода-изготовителя. При нарушении режима возможен выход из строя основных элементов трактора.

Читать еще:  Мини-погрузчик Bobcat T650. Технические характеристики, цены и аналоги

Трактор модель 142

Отличительная черта модели – повышенная проходимость. Такой эффект был достигнут за счет того, что в тракторе все колеса ведущие. Основные технические параметры:

  • мощность 150 л. с;
  • дорожный просвет 650 мм;
  • масса 4,8 т.

Модель может использоваться для пахотных работ навесными или оборотными плугами.

Модель 152

Основные технические характеристики:

  • мощность 13 л. с;
  • расход топлива (бензин) 326 г/кВт ч;
  • клиренс 280 мм;
  • масса 650 кг.

Очень часто можно увидеть эту модель в частном владении, которая работает с самодельным ножом. Сделать культиватор своими руками сегодня сможет практически каждый хозяин. Для этого необходимо иметь необходимый инструмент, чертежи и желание. Увидеть самоделки можно также и с другими моделями этого модельного ряда.

Многих интересует вопрос, где находятся номера на тракторе МТЗ, которые имеют небольшие габариты? Как правило, к большинства моделей предусмотрено место для фиксации номерного знака на задней части рамы с левой стороны.

Модели среднего класса

В этот раздел тракторов МТЗ попали следующие модели:

  • модели 320, 321;
  • модель 422;
  • модель 622;
  • модель 892;
  • модели 920, 921, 922;
  • модель 952.

В этом классе модели имеют мощность двигателя от 36 до 89 лошадиных сил. Помимо двигателей средней мощности модели также укомплектованы эффективной системой освещения. Фары системы расположены как спереди модели, так и сзади.

Большое количество фар обеспечивает комфортную работу в темное время суток.

В качестве пускового устройства в моделях используется электрический стартер. Работа системы освещения осуществляется от генератора.

МТЗ 320

Основные технические показатели модели:

  • мощность 36 л. с;
  • максимальная скорость 13,37;
  • трансмиссия механическая;
  • масса 1650 кг.

МТЗ 952

Основные технические показатели модели:

  • мощность 89 л. с;
  • рабочий объем 4,75 л;
  • емкость топливного бака 130 л.

Зимой на колеса модели можно надевать цепи противоскольжения. Такая хитрость позволит трактору справиться с поставленной задачей при сильном обледенении и снежных завалах. Помимо этого отечественные умельцы смогли установить на модель самодельный погрузчик на заднюю навеску.

Трактор модель 422

Универсальная и компактная модель, которая очень востребована в малых и средних фермерских хозяйствах. Основные технические характеристики:

  • мощность 49,8 л. с;
  • число цилиндров 4 шт;
  • объем топливного бака 95 л.

В модели установлен генератор мощностью 65 А. Запуск выполняется при помощи стартера, который приводится в работу от напряжения 12 В.

Трактор МТЗ 622

Заднеприводная модель с колесной формулой 4х4 имеет следующие технические характеристики:

  • мощность 62, 5 л. с;
  • дорожный просвет 390 мм;
  • объем топливного бака 95 л;
  • масса 2,4 т.

Модель оснащена комфортабельной кабиной, которая обеспечивает водителю простое управление трактором.

Трактор модель 920

На сегодняшний день это самая продаваемая модель на отечественном сельскохозяйственном рынке. К основным параметрам модели стоит отнести:

  • мощность 81 л.с;
  • рабочий объем 4,75 л;
  • объем топливного бака 135 л;
  • масса 4,1 т.

Модель укомплектована надежным и производительным четырехтактным двигателем.

«Гиганты» Минского тракторного завода

В разделе этого модельного ряда стоит отметить следующие новые модели:

  • модели 1021, 1025;
  • модель 1220;
  • модель 2022;
  • модель 3022;
  • модель 3522;
  • модель 4522.

Основные технические характеристики наиболее востребованных моделей

Модель 1021 предназначена для выполнения различных работ в любых климатических условиях, также ее можно успешно использовать на сильно увлажненных почвах. Трактор востребован в животноводстве, в сельском хозяйстве и в коммунальных службах. Технические параметры модели:

  • мощность 107 л. с;
  • количество цилиндров 4 шт;
  • эксплуатационный вес 5195 кг.

Помимо навесного оборудования модель часто эксплуатируется с телегой (грузовой прицеп).

Трактор МТЗ модель 1025 является самой популярной моделью среди средних и крупных фермерских хозяйств. Данный силовой агрегат относится к тяговому классу 1,4. Он готов качественно выполнять не только сельскохозяйственные работы, но и коммунальные. Основные технические параметры:

  • мощность 105 л. с;
  • количество оборотов 2200 об/мин;
  • объем цилиндров равен 4,75 л.

Наибольшую эффективность модель показала с таким навесным оборудованием, как картофелекопалка двухрядная. Трактор прост при эксплуатации, нет проблем при ремонте и подборе запчастей.

Трактор модель 1220

Модель имеет надежную систему охлаждения и турбонадув. Это позволяет эксплуатировать модель на протяжении всего рабочего дня. Основные технические параметры:

  • мощность 122 л. с;
  • рабочий объем 4,75 л;
  • клиренс 630 мм.

Рабочее питание в кабине 12 В.

Трактор модель 3022

Модель относится к пятому тяговому классу. Может использоваться с прицепным, навесным и полунавесным оборудованием и машинами. Основные технические показатели:

  • мощность 300 л. с;
  • объем топливного бака 500 л;
  • крутящий момент 1300 Нм.

Трактор может эксплуатироваться при любых погодных условиях в любое время года.

Трактора, которые эффективны для лесного хозяйства

Характеристики модели 3522:

  • мощность 355 л. с;
  • тяговый класс 5;
  • объем топливного бака 650 л.

Технические показатели модели 4522:

  • мощность 431 л. с;
  • объем топливного бака 650 л;
  • эксплуатационная масса 14785 кг.

Такие мощные модели можно использовать при таких работах, как: лесозаготовка и корчевание пней.

В заключении можно сделать вывод: весь модельный ряд МТЗ отличается высоким качеством сборки, каждая модель может стать универсальной. Этому способствует наличие на тракторах МТЗ передних и задних прицепных механизмов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector