Трактор МТЗ-5 — история, обзор, характеристики
Трактор МТЗ-5: конструктивные особенности и модификации
Выпуск популярного трактора марки МТЗ-5, который относится к тяжелой сельскохозяйственной технике общего назначения, начался еще в прошлом веке. Агрегат имел тяговый класс 1,4. Что касается производителя, то техника разрабатывалась в городе Минск на заводе, который позже стал более известен своей продукцией.
Первые модели трактора МТЗ-5 создавались в Белоруссии. Там их выпускали с 1957 года по 1962. Позже производство этой модели и его последующих модификаций было также налажено на Южмаше, где и собирались с 1958 по 1972 гг.
Историческая справка
Южмаш – Государственное предприятие «ПО “Южный машиностроительный завод” имени А. М. Макарова», специализируется на производстве ракетной и наукоемкой техники. Был основан в 1944 году. Расположен в Днепропетровске. Изначально не имел названия и носил номер №586. Помимо ракетно-космической техники выпускает троллейбусы, трамваи и тракторы ЮМЗ.
В качестве основы для модели «Беларус-5», был взят трактор МТЗ-2, который к тому времени уже считался устаревшим.
Данная машина создавалась для широкого спектра работ:
- посев и уборка урожая;
- пахота и удобрение почвы;
- обработка полей химикатами;
- транспортировка грузов.
Подобная универсальность достигается благодаря наличию дополнительного оборудования, которым можно агрегировать данную машину. Например, стогометатель, вилочный погрузчик или универсальный навесной копновоз. МТЗ-5 нередко использовался в качестве шасси для ряда некрупных гидравлических экскаваторов.
Особенности модификаций
Спустя год после запуска производства МТЗ инициирует программу доработки базовой комплектации трактора, с целью улучшить показатели ттх машины. Так появился трактор МТЗ-5К, который был снабжен раздельно-агрегатной навесной гидросистемой.
После 1958 года линейку серии МТЗ-5 пополнили модели МТЗ-5Л и МТЗ-5М, конечные буквы в названиях которых указывали на тип пуска двигателя: с помощью пускового двигателя или электро стартера соответственно.
В след за ними конструктора создали модификацию с литерой «С», оборудованную одноместной кабиной закрытого типа. Трактора МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС в основном применялись при работе на сложных грунтах и нередко оснащались полугусеничным ходом.
Что же касается «Южмаша», то первое время выпускал классический вариант МТЗ-5. Однако, вскоре было налажено собственное производство тракторов, которые в дальнейшем сохранили широко известное название «Беларусь», но известны всему миру уже как трактора ЮМЗ.
Силовая установка
Классическая модель «Беларусь-5» поставлялась на рынок с двигателем «Д-40» мощностью 40 л.с. Этот четырехтактный дизель, оснащенный четырьмя цилиндрами, в дальнейшем обзавелся модификациями Д-40Л и Д-40М, которые устанавливались на трактора с соответствующими литерами в маркировке модели. Буквы Л и М обозначали тип запуска мотора: электрический стартер или пусковой двигатель, соответственно. Трактор МТЗ-5ЛС компоновался движком Д-48Л с пусковым бензиновым двигателем и вихрекамерным смесеобразованием. Двигатель Д-48М на модификации трактора МТЗ-5МС запускался посредством стартера. Обе модели Д-48 имеют увеличенное число оборотов коленчатого вала (по сравнению с Д-40) и обладают мощностью 48 л.с.
Конструктивные изменения двигателей трактора Беларус-5 по сравнению с его предшественником МТЗ-2:
- Уменьшение массы двигателя и повышение его эксплуатационных характеристик.
- Более совершенная электроника (в частности освещение, сигнализация и пр.).
- Генератор постоянного тока.
- Электрооборудование силой тока 12 В.
- Аккумуляторы на 135 Ам-ч.
Конструкция
Когда-то МТЗ-5 считался лучшим трактором современности за счет целого ряда оригинальных и передовых решений, которые были отражены в его модели. В частности техника получила более совершенную муфту сцепления, новую гидросистему и вал отбора мощности с независимым приводом.
С помощью поверхностной закалки деталей при нагреве токами высокой частоты инженеры ощутимо повысили эксплуатационные характеристики ходовой и элементов трансмиссии трактора. Ходовая система стала более устойчива к нагрузкам благодаря модернизации конструкции передней оси и увеличению диаметра малых колес с одновременным снижением давления в их шинах.
Была дополнена система освещения трактора, в результате чего он получил четыре фары. Общий же вес конструкции уменьшился на 1/4 тонны.
В результате получился гораздо более универсальный по сравнению с МТЗ-2 трактор, который отлично агрегировался со множеством разнообразных сельхозмашин и оборудованием, требующим привод органов от вала отбора мощности.
Из рабочего оборудования «МТЗ-5» комплектовался гидрофицированным крюком, полунезависимым приводом, гидравлической навесной системой, ВОМ и приводным шкивом.
Отдельно стоит отметить возможность не только менять ширину колеи и перемещать ступицы ведущих колес по полуосям, но и устанавливать полугусеницы, что значительно повышало характеристики проходимости по различным (в том числе сложным) грунтам.
Первые версии МТЗ-5 не обладали кабиной, однако на последние модификации устанавливалась простая одноместная кабина.
Трактор МТЗ-5
МТЗ-5 – модель колесного трактора общего назначения, относящаяся к классу тяги 1,4. Производство данной техники было налажено на Минском тракторном заводе. Здесь МТЗ-5 собирали в 1957-1962-ом годах. Также модель с 1958-го по 1972-го года выпускалась Южным машиностроительным заводом. Основой для создания «Беларуса-5» стал трактор МТЗ-2, который к тому моменту морально устарел.
Данная техника является широкоуниверсальной и предназначается для выполнения работ по уборке и посеву зерновых культур, уходу за пропашными культурами, предпосевной обработке, пахоты средних и легких почв и транспортных работ. Трактор агрегируется с большим количеством погрузочно-транспортного навесного оборудования: универсальным навесным копновозом (КУН), вилочным погрузчиком и стогометателем. Также МТЗ-5 выполняет роль шасси для целого семейства небольших гидравлических экскаваторов.
Рабочий МТЗ-5 видео
В период производства было выпущено 644 тысячи «Беларусов-5». Трактор использовался во всех зонах.
Модификации
Существовало несколько версий данной модели. Классическую модификацию Минский тракторный завод собирал около года. Затем МТЗ-5 прошел модернизацию. Техника получила раздельно-агрегатную гидросистему и стала называться МТЗ-5К. Однако производство данной модификации продолжалось всего несколько месяцев.
В 1958-ом году «Беларус-5» вновь переделали. Начался выпуск версий МТЗ-5Л и МТЗ-5М. Литерами «М» и «Л» обозначались модификации, получившие иной способ пуска дизельного двигателя и новый комплекс электрооборудования. Запуск модели МТЗ-5М осуществлялся посредством электростартера (оборудование постоянного тока), МТЗ-5Л – через пусковой двигатель (оборудование переменного тока).
Позднее появились версии с литерой «С». Ими обозначались модели, оборудованные закрытой кабиной. МТЗ-5ЛС и МТЗ-5МС предназначались для использования в сложных почвенных условиях и опционально оснащались полугусеничным ходом.
Южный машиностроительный завод изначально также выпускал МТЗ-5. Однако затем предприятие назвало свой продукт ЮМЗ-5, сохранив при этом прежнее торговое название «Беларусь».
Технические характеристики
- МТЗ-5 получил 40-сильный мотор, не отличающийся большой мощностью.
- Эксплуатационная масса техники составила 3,19 тонны.
- Удельный расход топлива трактора равнялся 200 г/л.с. в час при емкости топливного бака в 90 литров. «Беларус-5» имел диапазон скоростей 1,4-22,3 км/час.
- Ширина МТЗ-5 составляла 1884 мм, длина – 4095 мм, высота – 2390 мм.
- Дорожный просвет равнялся 450 мм под задним мостом, 650 мм – под задними колесами, 640 мм – под передней осью.
Двигатель
Классическая модификация «Беларуса-5» оснащалась 4-тактным 4-цилиндровым двигателем «Д-40». Мотор имел мощность в 40 «лошадей». Версии МТЗ-5М и МТЗ-5Л комплектовались агрегатами «Д-40М» с электрическим стартером и «Д-40Л» с пусковым двигателем. МТЗ-5ЛС получил переработанный мотор «Д-48Л», МТЗ-5МС – «Д-48М». Первый отличался вихрекамерным смесеобразованием. Агрегаты последних версий «Беларуса-5» имели мощность 48 «лошадей» и частоту вращения 1600 об/мин. При этом все силовые установки были унифицированными.
Конструкция двигателей МТЗ-5 в сравнении с МТЗ-2 была переработана:
– трактор получил 12-вольтовое электрооборудование;
– сигнализация и система электроосвещения стала более совершенной;
– «Беларус-5» обзавелся аккумуляторными батареями на 135 Ам-ч и генератором постоянного тока с реле-регулятором;
– масса двигателя сократилась, а износостойкость повысилась.
Устройство
МТЗ-5 получил несколько решений, сделавших его одним из лучших тракторов своего времени. Техника обзавелась совершенной муфтой сцепления, новой гидросистемой и ВОМом с независимым приводом.
Износостойкость элементов ходовой системы и силовой передачи за счет использования поверхностной закалки деталей, дополненной нагревом ТВЧ, была существенно повышена. Измененная конструкция передней оси и увеличенные передние колеса, отличающиеся пониженным давлением в шинах, делали ходовую систему более устойчивой к нагрузкам.
Количество фар в «Беларусе-5» увеличилось до 4, вес снизился на 250 кг.
В сравнении с МТЗ-2 трактор оказался более универсальным и агрегировался с множеством сельскохозяйственных машин различного типа, а также с уборочными устройствами и оборудованием, требующим привод органов от ВОМа. Модель получила гидросистему НС-37 с 2 выносными цилиндрами
Рабочее оборудование «Беларуса-5» включало в себя гидрофицированный крюк, гидравлическую навесную систему, полунезависмый привод, приводной шкив и ВОМ.
Ведущие колеса позволяли бесступенчатым методом менять ширину колеи и перемещать ступицы по полуосям. Установка полугусениц позволяла улучшить проходимость техники.
Изначально МТЗ-5 выпускался без кабины. Более поздние версии получили одноместную простую кабину каркасного типа.
Производство МТЗ-5 было завершено в середине прошлого века, потому найти данный трактор в рабочем состоянии довольно тяжело. Стоимость моделей последних годов выпуска составит 50-150 тысяч рублей.
Аналоги
Аналогом МТЗ-5 можно считать МТЗ-7, который являлся улучшенной версией данной модели.
Трактор МТЗ-5 — история, обзор, характеристики
Большая часть моделей новых тракторов минского производства представляют собой модифицированные версии машин, с лучшей стороны зарекомендовавших себя в разных отраслях народного хозяйства. Именно к таким машинам относится трактор МТЗ-5.
Преемственность конструкции способствует унификации запасных частей и агрегатов, опыт эксплуатации базовых моделей позволяет своевременно устранять конструктивно-производственные недостатки.
Модернизации подвергаются средства механизации частных и небольших фермерских хозяйств. Популярный в то время мотоблок Беларус 05 усовершенствован в версиях с индексами от 06 до 012. Новые модели характеризуются повышенной мощностью, улучшенным дизайном, увеличенным сроком службы основных узлов.
Фото: трактор МТЗ-5
- Колесный трактор МТЗ-5 общего назначения был создан на основе морально и технически устаревшей машины МТЗ-2. Заложенные в его конструкцию решения были использованы при разработке известного трактора МТЗ-50.
- 5-я модель характеризуется универсальностью и совместимостью с разными видами навесных и прицепных сельхозмашин, экскаваторным и погрузочно-разгрузочным оборудованием.
- За пять лет МТЗ-5 минскими машиностроителями выпущено более 600000 единиц, после чего производство было перемещено на завод «Южмаш». Улучшенная версия после небольших усовершенствований получила новое название ЮМЗ-6.
Технические характеристики
Габариты базовой модели весом в 3190 кг находятся в пределах 4,09 х 1,84 х 2,39 метра, дорожный клиренс под передним и задним мостом соответственно 640 и 450 мм. Эксплуатационные возможности трактора повышены за счет большого диапазона регулировки колеи, применения широкопрофильных шин низкого давления, улучшения конструкции обоих мостов и ходовой части в целом.
- Первые серии тракторов комплектовались четырехцилиндровыми 40-сильными двигателями марки Д-40 с расходом дизельного топлива до 200 г/л.с. в час. Одной 90 литровой заправки с небольшим остатком хватало на одну рабочую смену.
- Скоростной диапазон в пределах 1.4-22,4 км/ч обеспечивал освоение больших объемов сельскохозяйственных работ и частично — транспортных перевозок.
- Впоследствии мощность силовых агрегатов была повышена до 48 л.с, новые машины получили доработанную муфту сцепления и более совершенное электрооборудование. Нагруженные шестерни двигателя и детали трансмиссии стали более износостойкими за счет закаливания рабочих поверхностей токами высокой частоты.
- Расходные материалы и запчасти разных версий 5-й модели были в значительной степени унифицированы. Исключение составляли системы запуска и отдельные комплектующие электрооборудования.
Состав штатного рабочего оборудования эксплуатируемого трактора включает в себя достаточно совершенную бортовую гидравлику и заднюю навеску совместимую с самыми разными видами агрегатов сельскохозяйственного, коммунального и строительного назначения. Для транспортирования тяжелых прицепов применяется сцепное гидрофицированное устройство, для активации стационарного оборудования — приводной шкив или ВОМ.
Экономичные и высокопроизводительные – это трактора МТЗ
Модельный ряд МТЗ очень обширен, однако каждая модель отличается надежностью и высоким качеством сборки, что значительно увеличивает эксплуатационный срок любого силового агрегата. Большое разнообразие среди навесного оборудования позволяет использовать трактора при различных видах работ. Устройство моделей простое и неприхотливое при техническом обслуживании.
Первые модели тракторов, благодаря, которым Минский завод стал узнаваем
К моделям, которые принесли Минскому заводу по производству тракторов популярность, стоит отнести:
- модель 40;
- модель 52М;
- модель 60;
- модель 83;
- модель 85;
- модель 92.
Тракторы МТЗ этих моделей комплектовались дизельными двигателями. Их мощность колебалась в диапазоне от 45 до 89 лошадиных сил. Также они различаются по тяговому классу. Общей чертой этих моделей является то, что их можно использовать с разнообразным навесным оборудованием: щеточное оборудование, ковш, отвал (лопата), зернодробилка.
Многие отечественные умельцы начали в домашних условиях делать лопату к этим моделям. Стоит отметить, что самодельные лопаты ничуть не хуже справлялись с поставленной задачей, чем производственные. В качестве примера давайте рассмотрим технические характеристики нескольких моделей.
Трактор модель 92
Это самая мощная модель из выше представленных тракторов. К главным параметрам стоит отнести:
- мощность 89 л. с;
- клиренс 465 мм;
- максимальный груз для ЗПУ 4000 кг;
- масса 3,9 т.
Со времен на смену этим моделям пришли более мощные, которые также смогли удивить и порадовать работников сельского и народного хозяйства.
Трактор модель 40
Основное предназначение модели, это обработка почвы в садах и теплицах. Помимо этих работ трактор может также транспортировать груз небольшого веса на небольшие расстояния. Агрегат относится к 0,9 тяговому классу. Основные параметры модели:
- удельный расход дизельного топлива 182 г/л.с. в час;
- масса 2,6 т;
- габариты в/д/ш 2100/3660/1620 мм.
Дизельный двигатель, которым укомплектована модель, отличается экономичностью и простотой в обслуживании.
Трактор модель 52
Это полноприводная модель, которая является модификацией модели МТЗ 50. основные технические параметры модели:
- дорожный просвет 465 мм;
- габариты д/ш/в 3810/1970/2470 мм;
- масса 3,6 т.
Впоследствии трактор был модифицирован в модель МТЗ 62. Данная модель комплектовалась дизельным двигателем, мощность, которого равна 65 лошадиных сил.
Минские модели малой механизации
В эту категорию трактором МТЗ следует отнести:
- модель 100;
- модель 132 (модификация 132 Н);
- модель 142;
- модель 152.
Несмотря на свои небольшие габаритные размеры, модели наделены следующими качественными характеристиками, а именно: маневренность, неприхотливость в обслуживании и простоту при эксплуатации. Все выше перечисленные модели могут также использоваться с прицепами, с навесным сельскохозяйственным оборудованием. Сфера использования моделей разнообразна, они востребованы в разных отраслях сельского хозяйства и животноводства, в частном хозяйстве.
Основные технические характеристики МТЗ 100
Модель МТЗ 100 – это универсальный силовой агрегат, который расположился между первым и вторым тяговым классом. Основные технические показатели:
- мощность 100 л. с;
- удельный расход дизельного топлива 242 г/кВт ч;
- объем топливного бака 156 л;
- масса 3750 кг.
У модели имеется задняя навеска, которая максимально расширяет функционал трактора.
Трактор МТЗ модель 102 предназначен для работы с навесным, прицепным и полунавесным оборудованием. Этот факт свидетельствует о том, что это многофункциональная модель, которая сегодня очень востребована в народном хозяйстве.
Основные технические параметры:
- мощность 105 л. с;
- передний просвет 645 мм;
- объем цилиндров 4,75 л.
На вопрос, через сколько моточасов менять масло, стоит искать ответ в инструкции завода-изготовителя. При нарушении режима возможен выход из строя основных элементов трактора.
Трактор модель 142
Отличительная черта модели – повышенная проходимость. Такой эффект был достигнут за счет того, что в тракторе все колеса ведущие. Основные технические параметры:
- мощность 150 л. с;
- дорожный просвет 650 мм;
- масса 4,8 т.
Модель может использоваться для пахотных работ навесными или оборотными плугами.
Модель 152
Основные технические характеристики:
- мощность 13 л. с;
- расход топлива (бензин) 326 г/кВт ч;
- клиренс 280 мм;
- масса 650 кг.
Очень часто можно увидеть эту модель в частном владении, которая работает с самодельным ножом. Сделать культиватор своими руками сегодня сможет практически каждый хозяин. Для этого необходимо иметь необходимый инструмент, чертежи и желание. Увидеть самоделки можно также и с другими моделями этого модельного ряда.
Многих интересует вопрос, где находятся номера на тракторе МТЗ, которые имеют небольшие габариты? Как правило, к большинства моделей предусмотрено место для фиксации номерного знака на задней части рамы с левой стороны.
Модели среднего класса
В этот раздел тракторов МТЗ попали следующие модели:
- модели 320, 321;
- модель 422;
- модель 622;
- модель 892;
- модели 920, 921, 922;
- модель 952.
В этом классе модели имеют мощность двигателя от 36 до 89 лошадиных сил. Помимо двигателей средней мощности модели также укомплектованы эффективной системой освещения. Фары системы расположены как спереди модели, так и сзади.
Большое количество фар обеспечивает комфортную работу в темное время суток.
В качестве пускового устройства в моделях используется электрический стартер. Работа системы освещения осуществляется от генератора.
МТЗ 320
Основные технические показатели модели:
- мощность 36 л. с;
- максимальная скорость 13,37;
- трансмиссия механическая;
- масса 1650 кг.
МТЗ 952
Основные технические показатели модели:
- мощность 89 л. с;
- рабочий объем 4,75 л;
- емкость топливного бака 130 л.
Зимой на колеса модели можно надевать цепи противоскольжения. Такая хитрость позволит трактору справиться с поставленной задачей при сильном обледенении и снежных завалах. Помимо этого отечественные умельцы смогли установить на модель самодельный погрузчик на заднюю навеску.
Трактор модель 422
Универсальная и компактная модель, которая очень востребована в малых и средних фермерских хозяйствах. Основные технические характеристики:
- мощность 49,8 л. с;
- число цилиндров 4 шт;
- объем топливного бака 95 л.
В модели установлен генератор мощностью 65 А. Запуск выполняется при помощи стартера, который приводится в работу от напряжения 12 В.
Трактор МТЗ 622
Заднеприводная модель с колесной формулой 4х4 имеет следующие технические характеристики:
- мощность 62, 5 л. с;
- дорожный просвет 390 мм;
- объем топливного бака 95 л;
- масса 2,4 т.
Модель оснащена комфортабельной кабиной, которая обеспечивает водителю простое управление трактором.
Трактор модель 920
На сегодняшний день это самая продаваемая модель на отечественном сельскохозяйственном рынке. К основным параметрам модели стоит отнести:
- мощность 81 л.с;
- рабочий объем 4,75 л;
- объем топливного бака 135 л;
- масса 4,1 т.
Модель укомплектована надежным и производительным четырехтактным двигателем.
«Гиганты» Минского тракторного завода
В разделе этого модельного ряда стоит отметить следующие новые модели:
- модели 1021, 1025;
- модель 1220;
- модель 2022;
- модель 3022;
- модель 3522;
- модель 4522.
Основные технические характеристики наиболее востребованных моделей
Модель 1021 предназначена для выполнения различных работ в любых климатических условиях, также ее можно успешно использовать на сильно увлажненных почвах. Трактор востребован в животноводстве, в сельском хозяйстве и в коммунальных службах. Технические параметры модели:
- мощность 107 л. с;
- количество цилиндров 4 шт;
- эксплуатационный вес 5195 кг.
Помимо навесного оборудования модель часто эксплуатируется с телегой (грузовой прицеп).
Трактор МТЗ модель 1025 является самой популярной моделью среди средних и крупных фермерских хозяйств. Данный силовой агрегат относится к тяговому классу 1,4. Он готов качественно выполнять не только сельскохозяйственные работы, но и коммунальные. Основные технические параметры:
- мощность 105 л. с;
- количество оборотов 2200 об/мин;
- объем цилиндров равен 4,75 л.
Наибольшую эффективность модель показала с таким навесным оборудованием, как картофелекопалка двухрядная. Трактор прост при эксплуатации, нет проблем при ремонте и подборе запчастей.
Трактор модель 1220
Модель имеет надежную систему охлаждения и турбонадув. Это позволяет эксплуатировать модель на протяжении всего рабочего дня. Основные технические параметры:
- мощность 122 л. с;
- рабочий объем 4,75 л;
- клиренс 630 мм.
Рабочее питание в кабине 12 В.
Трактор модель 3022
Модель относится к пятому тяговому классу. Может использоваться с прицепным, навесным и полунавесным оборудованием и машинами. Основные технические показатели:
- мощность 300 л. с;
- объем топливного бака 500 л;
- крутящий момент 1300 Нм.
Трактор может эксплуатироваться при любых погодных условиях в любое время года.
Трактора, которые эффективны для лесного хозяйства
Характеристики модели 3522:
- мощность 355 л. с;
- тяговый класс 5;
- объем топливного бака 650 л.
Технические показатели модели 4522:
- мощность 431 л. с;
- объем топливного бака 650 л;
- эксплуатационная масса 14785 кг.
Такие мощные модели можно использовать при таких работах, как: лесозаготовка и корчевание пней.
В заключении можно сделать вывод: весь модельный ряд МТЗ отличается высоким качеством сборки, каждая модель может стать универсальной. Этому способствует наличие на тракторах МТЗ передних и задних прицепных механизмов.