3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технические характеристики и особенности гусеничного экскаватора ЭО 4121: устройство, рабочее оборудование, главные узлы навесного оборудования

Содержание

ЭО 4121 — первый полноповоротный экскаватор на гусеничном ходу

Гусеничный экскаватор эо 4121 является типичным представителем строительной техники, которые получили свое распространение в 70-80-е года. Эта модель была впервые изготовлена на Ковровском экскаваторном заводе в 1970 году. Эо 4121 можно назвать родоначальником полноповоротных землеройных машин. Именно здесь впервые был применен метод гидравлического поворачивания оборудования на шасси.

Особые качества экскаватора ЭО-4121

Важной отличительной чертой экскаватора эо 4121 является достижение разработчиков в плане гидравлической системы. Они смогли увеличить давление до 250 кгс/см2. Это позволило достичь максимальной производительности и мощности оборудования.

К плюсам экскаватора можно отнести следующие параметры:

  • Простота в обслуживании. Это обусловлено тем, что есть возможность легко добраться к любой детали механизмов. Такое качество не только делает эксплуатацию более дешевой, но и ускоряет процесс ремонта;
  • Долговечность. Все детали корпуса, оборудования и двигателя изготовлены из высокопрочного металла, что предотвращает их быстрое разрушение и коррозию. Многие единицы техники нормально функционируют и сегодня;
  • Кабина водителя отличается своей звукоизоляцией и нормальной температурой воздуха, что делает возможным проведение землеройных работ в холодной время года;
  • Наличие трех гидравлических моторов, один из которых задействуется для управления поворотной платформой, а два остальных для нормального функционирования гусеничного шасси;
  • Правильный расчет центра тяжести и наличие противовесов позволяет достичь довольно высокой устойчивости;
  • Большие углы обзора достигаются тем, что передняя часть кабины полностью выполнена из стекла.

Фото экскаватора ЭО 4121

К отрицательным качествам можно отнести лишь невысокую эргономичность водительской кабины, так как приборы и рычаги расположены не очень удобно. При этом необходимо в течение рабочей смены постоянно менять положение тела, создавая неудобства, что влекло за собой усталость.

Устройство

Эта модель представляет собой технику на гусеничном ходу, которая способна выполнять многочисленные операции.

Сюда можно отнести следующие работы:

  • Землеройные работы при любом типе грунта. Также сюда относится замерзшая почва и вязкая глина;
  • Быстрая погрузка и выгрузка сыпучих или штучных материалов с помощью ковша, грейфера, вил;
    Создание котлованов, колодцев и траншей любого размера;
  • Дробление твердых пород с помощью гидравлического молота, а также рыхление грунта съемным зубом.

К важным узлам экскаватора можно отнести гусеничный ход, металлическую платформу с возможность поворота на 360 градусов, водительскую кабину с пультом управления, рабочее оборудование, двигатель, гидравлическую систему и электродатчики.

Устройство ЭО 4121

ЭО 4121: 1 — поворотная платформа экскаватора; 2 — двигатель; 3 — кабина ЭО 4121; 4 — основная стрела экскаватора; 5 — доп. стрела; 6 — рукоять; 7 — ковш; 8 — ходовое устройство, гусеничное; 9 — опорно поворотное кстройство.

Ходовой узел экскаватора эо 4121 сделан таким способом, что с помощью индивидуального гидравлического мотора каждая гусеница может привестись в действие отдельно. Натяжение ленты осуществляется гидроцилиндром.

Гидравлическая система этой модели впервые испробовала не себе давление в 250 кгс/см2. Результат оказался положительным, так как усилия стрелы хватает для работы с вязкими грунтами и замерзшей землей.

Подвижная платформа этого универсального экскаватора установлена на усиленной раме ходовой части. Она крепится с помощью специального роликового механизма, который позволяет поворачивать всю конструкцию. Здесь находится навесной рабочий орган, бак для топлива и рабочей жидкости, кабина водителя, двигатель и поворотный механизм. В ее задней части установлен противовес для придания устойчивости при работе с большими грузами.

Главные узлы навесного механизма

Рабочее оборудование советского экскаватора эо 4121 можно разделить на два вида: постоянное и сменное. Оба типа являются демонтируемыми. Постоянное оборудование включает в себя рукоять и один из видов лопаты. К сменному относится оборудование, которое устанавливается в зависимости от выполняемой работы.

К сменному оборудованию относятся:

  • Обратная лопата с рукоятью разной длины;
  • Профильный ковш;
  • Прямая лопата с ковшом;
  • Захватно-клещевой механизм;
  • Погрузочные вилы;
  • Гидравлический молот;
  • Рыхлитель;
  • Грейферное оборудование.
Читать еще:  Гидромолот ГПМ-120: технические характеристики, устройство, назначение, фото

Удобный способ крепления позволяет менять навесное оборудование без особых усилий и в сжатые сроки.

Технические характеристики

Все интересующие характеристики экскаватора ЭО 4151 оборудования и двигателя представлены в табличной форме.

ЭО 4121 — первый полноповоротный экскаватор на гусеничном ходу

Гусеничный экскаватор эо 4121 является типичным представителем строительной техники, которые получили свое распространение в 70-80-е года. Эта модель была впервые изготовлена на Ковровском экскаваторном заводе в 1970 году. Эо 4121 можно назвать родоначальником полноповоротных землеройных машин. Именно здесь впервые был применен метод гидравлического поворачивания оборудования на шасси.

Особые качества экскаватора ЭО-4121

Важной отличительной чертой экскаватора эо 4121 является достижение разработчиков в плане гидравлической системы. Они смогли увеличить давление до 250 кгс/см2. Это позволило достичь максимальной производительности и мощности оборудования.

К плюсам экскаватора можно отнести следующие параметры:

  • Простота в обслуживании. Это обусловлено тем, что есть возможность легко добраться к любой детали механизмов. Такое качество не только делает эксплуатацию более дешевой, но и ускоряет процесс ремонта;
  • Долговечность. Все детали корпуса, оборудования и двигателя изготовлены из высокопрочного металла, что предотвращает их быстрое разрушение и коррозию. Многие единицы техники нормально функционируют и сегодня;
  • Кабина водителя отличается своей звукоизоляцией и нормальной температурой воздуха, что делает возможным проведение землеройных работ в холодной время года;
  • Наличие трех гидравлических моторов, один из которых задействуется для управления поворотной платформой, а два остальных для нормального функционирования гусеничного шасси;
  • Правильный расчет центра тяжести и наличие противовесов позволяет достичь довольно высокой устойчивости;
  • Большие углы обзора достигаются тем, что передняя часть кабины полностью выполнена из стекла.

Фото экскаватора ЭО 4121

Устройство

Эта модель представляет собой технику на гусеничном ходу, которая способна выполнять многочисленные операции.

Сюда можно отнести следующие работы:

  • Землеройные работы при любом типе грунта. Также сюда относится замерзшая почва и вязкая глина;
  • Быстрая погрузка и выгрузка сыпучих или штучных материалов с помощью ковша, грейфера, вил;
    Создание котлованов, колодцев и траншей любого размера;
  • Дробление твердых пород с помощью гидравлического молота, а также рыхление грунта съемным зубом.

К важным узлам экскаватора можно отнести гусеничный ход, металлическую платформу с возможность поворота на 360 градусов, водительскую кабину с пультом управления, рабочее оборудование, двигатель, гидравлическую систему и электродатчики.

Устройство ЭО 4121

ЭО 4121: 1 — поворотная платформа экскаватора; 2 — двигатель; 3 — кабина ЭО 4121; 4 — основная стрела экскаватора; 5 — доп. стрела; 6 — рукоять; 7 — ковш; 8 — ходовое устройство, гусеничное; 9 — опорно поворотное кстройство.

Ходовой узел экскаватора эо 4121 сделан таким способом, что с помощью индивидуального гидравлического мотора каждая гусеница может привестись в действие отдельно. Натяжение ленты осуществляется гидроцилиндром.

Подвижная платформа этого универсального экскаватора установлена на усиленной раме ходовой части. Она крепится с помощью специального роликового механизма, который позволяет поворачивать всю конструкцию. Здесь находится навесной рабочий орган, бак для топлива и рабочей жидкости, кабина водителя, двигатель и поворотный механизм. В ее задней части установлен противовес для придания устойчивости при работе с большими грузами.

Главные узлы навесного механизма

Рабочее оборудование советского экскаватора эо 4121 можно разделить на два вида: постоянное и сменное. Оба типа являются демонтируемыми. Постоянное оборудование включает в себя рукоять и один из видов лопаты. К сменному относится оборудование, которое устанавливается в зависимости от выполняемой работы.

К сменному оборудованию относятся:

  • Обратная лопата с рукоятью разной длины;
  • Профильный ковш;
  • Прямая лопата с ковшом;
  • Захватно-клещевой механизм;
  • Погрузочные вилы;
  • Гидравлический молот;
  • Рыхлитель;
  • Грейферное оборудование.

Технические характеристики

Все интересующие характеристики экскаватора ЭО 4151 оборудования и двигателя представлены в табличной форме.

Технические характеристики и особенности гусеничного экскаватора ЭО 4121: устройство, рабочее оборудование, главные узлы навесного оборудования

Гусеничное ходовое устройство на примере экскаватора ЭО-4121

Рассмотрим гусеничное ходовое устройство на примере экскаватора ЭО-4121 (рис. 150).
На верхней части центральной рамы 4 укреплен опорно-поворотный круг 2, через который на ходовое устройство передаются нагрузки от установленной на круге 2 рамы 3 поворотной платформы. Поперечные балки 7 рамы 4 опираются на рамы 9 обеих гусениц. Ведущие колеса 11 гусениц приводятся в действие от аксиально-плунжерных нерегулируемых гидромоторов 6 через редукторы 5. Рабочая жидкость от расположенной на раме 3 насосной установки подается через центральный коллектор 12 и трубопроводы к гидромоторам и гидроразмыкателям тормозов гусениц.

Корпус редуктора 1 (рис. 151) крепят с внутренней стороны концевой вилки рамы 6 гусеницы. Второй опорой корпуса является наружная сторона вилки рамы 6, на которую через сферический подшипник 7 опирается выходной вал 8 редуктора. Вращение передается от вала гидромотора 3 через соединительную муфту 2 валу-шестерне 4, а от него тремя парами зубчатых передач выходному валу 8 редуктора, на шлицах которого закреплено ведущее колесо 5 гусеницы. Редуктор унифицирован с редуктором механизма поворота (см. рис. 149), отличие заключается лишь в передаточном отношении первых ступеней и конструкции выходных валов.

Читать еще:  Ремонт карбюратора Stihl 180 самостоятельно. Инструкция подробно

Замкнутый колодочный тормоз 15 (см. рис. 151) типа ТК-200, управляемый с помощью гидроразмыкателя 14, также полностью унифицирован с тормозом механизма поворота. Величину отхода колодок 16 тормоза 15 регулируют винтом 11, фиксируемым контргайкой 12. Назначение тормозов — удерживать экскаватор при работе, разгружая гидромоторы, а также обеспечивать безопасность при спуске с крутых уклонов и стоянке на них.

У экскаваторов, механизмы передвижения которых не оборудованы тормозом, применяют управляемые стопоры гусеничного хода, аналогичные тем, которые используют на машинах с механическим приводом.

Для контроля уровня смазки в редукторе служит пробка 10, для заливки смазки — отверстие, закрытое пробкой 13; отработанная смазка спускается при отвертывании пробки 9. При сливе смазки из редуктора следует также отвернуть пробку 13.

В устройстве для натяжения гусеничной ленты экскаватора ЭО-4121 (рис. 152) направляющее (натяжное) колесо 1 установлено на роликоподшипниках на оси 8, которая укреплена в ползунах 2, жестко соединенных с вилкой 3 и перемещающихся в раме гусеницы. Шарикоподшипник 9 не воспринимает радиальных нагрузок и служит для фиксации колеса 1 в осевом направлении.

Гусеничная лента натягивается гидроцилиндром 4, конец плунжера которого упирается в шаровую опору вилки 3. Для натяжения ленты густая смазка нагнетается через пресс-масленку 6 в гидроцилиндр 4, перемещая влево плунжер с вилкой 3 и колесом 1. Чтобы ослабить натяжение гусеничной ленты, нужно частично отвернуть штуцер 5 масленки и плавно включить задний ход.

150 Гусеничное ходовое устройство:
1 — гусеничная лента, 2— опорно-поворотный круг, 3 — рама поворотной платформы,
4 — центральная рама ходового устройства, 5 — редуктор привода гусеницы, 6 — гидромоторы, 7 — поперечные балки, 8 — направляющее колесо, 9 — рама гусеницы, 10 — поддерживающий каток, 11 — ведущее колесо, 12 — центральный коллектор

151 Механизм привода гусеницы от низкомоментного гидромотора:
1 — редуктор, 2 — соединительная муфта, 3 — гидромо-
тор, 4 — вал-шестерня, 5 — ведущее колесо, 6 — рама гусеницы, 7 — подшипник, 8 — выходной вал, 9 — сливная пробка, 10 — контрольная пробка,
11 — регулировочный винт.
12— контргайка, 13—заливная пробка, 14 — гидроразмыкатель, 15 — колодочный тормоз,
16 — тормозная колодка

152 Гидравлическое натяжное устройство гусеничной ленты ЭО-4121:
1 — натяжное (направляющее)
колесо, 2 — ползун, 3 — вилка,
4 — плунжерный гидроцилиндр,
5 — штуцер, 6 — пресс-масленка, 7 — отверстие для наконечника шприца, 8 — ось, 9 — шарикоподшипник, 10 — рама гусеницы

Экскаватор ЭО-4121

Экскаватор ЭО-4121 стал настоящим прорывом в сегменте строительной техники в советский период. Модель оказалась первым полноповоротным экскаватором на гусеничной платформе с гидравлической системой. Дебютный экземпляр техники был представлен в 1970-ом году. Серийное производство данной модификации стартовало спустя 4 года на экскаваторном заводе, расположенном в Коврове. Выпуск модели продолжался до 90-х годов, после чего на смену ей пришла более совершенная версия – ЭО-4225.

Благодаря увеличению объема ковша и универсальной платформе возможности техники существенно расширились. ЭО-4121 мог выполнять следующие задачи:

  • погрузка, разгрузка сыпучих и мелкодробленых материалов с помощью вил, ковша или грейфера;
  • работа с грунтом 1-4 категорий, включая сложную суглинку и замерший грунт;
  • рытье каналов, колодцев, котлованов, ям и траншей;
  • дробление твердых пород с использованием гидравлического молота;
  • рыхление грунта посредством съемного зуба.

К важным особенностям ЭО-4121 можно отнести:

  • металлическую платформу, обладающую способностью поворачиваться на 360 градусов;
  • широкую линейку рабочего оборудования;
  • гусеничный ход;
  • электродатчики.

Видео

Экскаватор является классическим представителем сегмента строительной техники 70-80-х годов. Модель смело можно отнести к родоначальникам полноповоротных землеройных машин, поскольку именно на ней впервые применили принцип гидравлического поворота оборудования. Ключевым моментом стало увеличение давления в гидравлической системе до 250 кгс/кв.см., что позволило максимизировать мощность и производительность оборудования.

Другим преимуществом экскаватора стала простота в обслуживании, обусловленная легкостью доступа к любым узлам и механизмам экскаватора. Подобное качество сделало более дешевой эксплуатацию техники и ускорило процесс ремонта.

Детали силовой установки, корпуса и оборудования ЭО-4121 изготавливались из высокопрочного металла, что защищало от коррозии и предотвращало быстрое разрушение. Наглядным свидетельством невероятной долговечности модели является то, что некоторые единицы техники функционируют и в настоящее время.

Оптимальное расположение центра тяжести и наличие противовесов позволило достичь повышенной устойчивости при работе.

ЭО-4121 выпускался со сменным рабочим оборудованием (обратной или прямой лопатой, погрузчиком, грейфером) и ковшами емкостью от 0,65 до 1,5 кубометров. Экскаватор предназначался для работы в районах с умеренным климатом и температурными условиями от -40 до +40 градусов (в тропическом исполнении – до +55 градусов).

Читать еще:  Самодельный мини-экскаватор своими руками: описание процесса, видео, чертежи

Выпуск данной модели был обусловлен существенной экономической эффективностью в сравнении с техникой категории Э-625Б с механическим приводом.

Технические характеристики

Общие характеристики экскаватора:

  • колесная формула – четыре на четыре;
  • длина без ковша – 4900 мм;
  • ширина – 2900 мм;
  • высота – 3060 мм;
  • масса с лопатой – 23500 кг;
  • скорость передвижения – 2,5 км/час.

Параметры ковша модели:

  • емкость – 0,65-1,5 кубометра;
  • радиус копания – 9200 мм;
  • глубина копания – 5800 мм;
  • высота загрузки – 5000 мм.

В зависимости от использованного типа ковша данные могут незначительно меняться.

Показатель удельного давления на грунт у ЭО-4121 составляет 63,6 кПа, минимальная продолжительность цикла при 90-градусном угле поворота – 18 сек.

Дорожный просвет под поворотной платформой равняется 942 мм, база гусеничного хода – 2750 мм.

Расход топлива

Удельный расход топлива модели составляет 185 г/л.с. в час. Топливный бак вмещает до 350 л горючего.

Двигатель

Экскаватор комплектуется 4-тактным 6-цилиндровыи дизельным агрегатом модели «А-01М» (производитель «Алтайдизель») с жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском топлива. Данный мотор имеет рядное вертикальное расположение цилиндров. Запуск силовой установки осуществляется посредством карбюраторного одноцилиндрового пускового двигателя «ПД-10У» с мощностью в 10 л.с. Дополнительно устанавливается подогреватель «ПЖБ-300В», облегчающий пуск мотора в холодное время.

Характеристики двигателя «А-01М»:

  • номинальная мощность – 130 л.с.;
  • частота вращения – 1700 об/мин;
  • степень сжатия – 140.

Устройство

К основным узлам техники следует отнести кабину с пультом управления, ходовую часть, двигатель, гидросистему, поворотную платформу, рабочее оборудование и электрооборудование.

Конструкция ЭО-4121 включает гусеничную платформу с поворотным механизмом. Поворотная часть представлена системами управления, топливным баком, гидравлическими системами, кабиной машиниста и противовесами. Техника комплектуется пятью гидроцилиндрами, мощным мотором и тремя гидравлическими двигателями (первый применяется для управления основной платформой, два других – для осуществления движения гусеничного хода).

Кабина техники имеет повышенную обзорность благодаря застекленной передней стенке и дополнительной подсветке, в ней очень тихо и тепло. Также кабина оснащается снегоочистителем, отопителем и охладителем воздуха. Однако эргономичности данному элементу явно не хватает. В процессе использования ножных педалей дотянуться до рычагов удается не всегда, при удобном управлении рычагами ноги упираются в стекло. Подобные недоработки приводят к снижению эффективности работы, а оператор из-за неудобной позы при работе регулярно страдает от болей в спине.

Поворотная платформа устанавливается через роликовое опорно-поворотное устройство на раму ходовой части. На нее монтируются двигатель, бак рабочей жидкости, рабочее оборудование, гидропривод с предохранительными устройствами и распределителями, топливный бак, мотор и кабина. В задней части платформы находится противовес.

Ходовая часть представляет собой гусеничный механизм, в котором каждая гусеница получает усилие от индивидуального гидромотора посредством редуктора. Гидроцилиндр отвечает за натяжение гусеничной ленты. В конструкции ходовой части предусмотрено оборудование уширенными звеньями, позволяющими существенно сократить давление на грунт. Подобный вариант предназначается для использования на переувлажненных и слабых грунтах.

Механизм поворота включает трехступенчатый редуктор, поворотную шестерню и гидромотор, состоящий из предохранительной и распределительной аппаратуры, сдвоенного насоса и исполнительных рабочих органов. Производительность насосов, смонтированных в едином корпусе, может регулироваться. Сами они запускаются от дизельного моторами посредством раздаточного редуктора. На поворотной платформе за кабиной находятся распределительные блоки золотников.

Конструкция техники предполагает возможность применения сменного рабочего оборудования различной категории:

  • прямой лопаты с поворотным ковшом;
  • грейфера;
  • обратной лопаты;
  • прямой лопаты;
  • погрузочного оборудования;
  • грейфера с удлинителем;
  • обратной лопаты, имеющей удлиненную рукоять;
  • рыхлителя;
  • грейфера с удлинителем.

Следует отметить, что технологические возможности модели ЭО-4121, имеющей «жесткую» подвеску рабочего оборудования существенно шире, нежели технологические возможности версии Э-625Б с «гибкой» подвеской.

Дополнительно экскаваторный завод в Коврове предлагает сменные рабочие органы:

  1. к обратной лопате 0,65-кубометрвый ковш; трехзубое или однозубое захватно-клещевое устройство; статистический рыхлитель; удлиненную рукоять и гидромолот «СП-62»;
  2. к грейферному оборудованию удлиненные вставки и 1-кубометровый грейферный ковш;
  3. к оборудованию прямого копания 1,5-кубометровый ковш, позволяющий осуществлять погрузочные работы с большей производительностью; 1-кубометровый ковш и 1-кубометровый ковш с открывающимся днищем.

Цена б/у экскаватора ЭО-4121

Новый экскаватор ЭО-4121 в настоящий момент купить не удастся, поскольку выпуск данной модификации завершился довольно давно.

Подержанные версии найти также довольно тяжело ввиду их морального и физического устаревания. Модификации 80-х обойдутся в 80000-100000 рублей (обычно предлагаются на запчасти). Техника на ходу будет стоить дороже – от 300000 до 400000 рублей.

Стоимость машино-часа работы на ЭО-4121 составит 850-1000 рублей.

Аналоги

Аналогами модели ЭО-4121 являются экскаваторы МПТ-71, ЭО-4225 и ЭО-4125, отличающиеся более совершенной конструкцией.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector