Онежец 320: технические характеристики
Обзор трелевочных тракторов Онежец
При ведении лесозаготовительных работ применяются трелевочные трактора, которые осуществляют вывоз спиленных деревьев путем частичной загрузки на платформу. Основным производителем подобной техники в России является Онежский тракторный завод. Базовая модель Онежец-300, выпускаемая предприятием с 2010 года, считается основой для широкого спектра гусеничных машин.
Основные характеристики тракторов марки Онежец
Трактор модели 300 пришел на смену устаревшей лесопромышленной машине ТЛТ-100А. Трактор оснащен усиленной рамой и ходовой системой, состоящей из 4 опорных катков, переднего направляющего колеса и ведущего заднего. Более крупный трактор Онежец 400 отличается установкой дополнительного опорного катка. Рама трактора сварного типа, собрана из швеллеров, с дополнительными стальными косынками и трубчатыми поперечинами. На задней поперечине, изготовленной из швеллера, смонтирован буксировочный крюк.
В конструкцию ходовой части внесли ряд корректировок, позволивших увеличить ширину опорной поверхности трактора и снизить до 0,03 Мпа среднее давление на грунт. Применение планетарных редукторов в системе привода ведущих колес позволило снизить габаритную высоту гусеничного движителя. В процессе работы гусениц происходит износ приводных зубьев на ведущих колесах. На машинах Онежец применяется разборная конструкция, позволяющая менять изношенный зубчатый венец.
На тракторе применяется электрическая система с постоянным напряжением 24 В, которая облегчает запуск двигателя. Минусовой провод подключен к корпусу машины. Источниками тока являются 2 аккумулятора с емкостью по 132 А/ч и установленный на двигателе генератор.
Трактора Онежец оснастили модернизированной цельнометаллической кабиной с улучшенной термоизоляцией и защитой от вибраций. Кабина оснащается силовым каркасом безопасности, предохраняющим оператора от травм при опрокидывании машины. В базовое оснащение входит стеклоочиститель ветрового стекла, а также система вентиляции и отопления. Защита стекол выполняется при помощи съемных решеток.
Поворотное сиденье оператора имеет дополнительную защиту от вибрации и регулируется по высоте и расстоянию от рычагов управления. Для управления гидростатической коробкой установлен пульт с джойстиком. Регулировка числа оборотов двигателя выполняется педалью или рукояткой «ручного газа». Для торможения гусениц при развороте используется 2 рычага. Перед оператором расположена панель с контрольными приборами и индикаторами.
Онежец-300
Базовое шасси служит основой для установки дополнительного оборудования, предназначенного для выполнения любых работ в условиях бездорожья. При установке соответствующего оборудования машина используется как погрузчик, пакетоподборщик или обрезчик сучьев.
Трактор комплектуется 4-цилиндровых силовым агрегатом Д-245.2S2 производства Минского моторного завода. Дизельный двигатель оснащен жидкостной системой охлаждения и турбокомпрессором. При рабочем объеме 4,95 л мотор развивает 120 л. с. Трактор оснащен трансмиссией, работающей по гидростатическому принципу, которая обеспечивает одинаковую скорость перемещения вперед и назад.
В состав трансмиссии входят узлы компании Linde Hydraulics:
- насос, смонтированный на двигателе;
- гидравлический мотор на заднем мосту;
- система магистралей и клапанов.
Для поворота используются многодисковые бортовые фрикционы сухого типа, находящиеся в постоянно замкнутом состоянии. Для выполнения поворота производится торможение гусеницы левого или правого борта. Остановка выполняется затягиванием тормозных лент, установленных на барабанах фрикционов поворота. На стоянке трактор удерживается затянутыми рабочими тормозами.
В цепи управления тормозами установлены гидравлические усилители одностороннего действия. Для обеспечения давления в магистралях усилителей используется отдельный шестеренный насос, установленный на двигателе.
На основе модели 300 выпускается до 20 различных модификаций, в т. ч. гусеничная лесопожарная машина с комплектом дополнительного оснащения.
Трактор обозначается Онежец-310 и используется при тушении возгораний в труднодоступных участках лесных массивов. Противопожарное оборудование позволяет тушить пожары механическим способом и при помощи водных растворов.
В комплект штатного оборудования входит:
- Плуг ПЛ-2, использующийся для уборки с поверхности почвы сгораемых кусков древесины (пни, корневища, оставшиеся после лесозаготовительных работ сучья). Плуг применяется для формирования противопожарных земляных сооружений, в т. ч. заградительных валов на склонах.
- Установленное на кормовой части навесное приспособление модели СНЛ-3, которое используется для буксировки дополнительного противопожарного оборудования.
- Лебедка с приводом от трансмиссии с тяговым усилием 105 кН. Барабан лебедки рассчитан на размещение троса длиной 40 м. Лебедка используется для растаскивания завалов из стволов упавших деревьев.
- Цистерна емкостью 3500 л для доставки к очагам возгорания воды или противопожарной эмульсии.
- Насос для подачи воды и растворов. Привод осуществляется от силовой установки трактора. Разрешено использование помпы в качестве станции подачи воды в водопроводные магистрали.
- Ствол, предназначенный для подачи сплошной и распыленной струи жидкости.
- Пожарные рукава и вспомогательное оборудование.
- Защитный костюм пожарного БОП-П.
На модификации Онежец-390 смонтирована установка для измельчения стволов и веток. Машина применяется при расчистке территории под линиями электропередач, на подготовительных этапах при строительстве дорог, в коммунальном хозяйстве.
Модификация Онежец-395 оснащена бурильной установкой и применяется для установки опор при строительстве и ремонте линий связи или электропередач. По периметру крыши кабины смонтированы дополнительные фары с защитной решеткой, которые используются для подсветки зоны выполнения работ. Привод буровой установки гидравлический, выполняется от отдельного насоса модели HPR 105-02 R. Насос создает в магистралях максимальное давление до 20 МПа.
Буровая установка оснащается тремя вариантами рабочего инструмента, позволяющими выполнять отверстия с диаметром 360, 500 и 800 мм. Глубина бурения составляет 5 м. Мачта буровой установки применяется в качестве крановой стрелы для перемещения грузов весом до 2 т. Предельная высота подъема крюка составляет 7,2 м.
Онежец-320
Лесопромышленная машина чокерного типа, предназначенная для трелевки деревьев и выполнения других работ. Относится к третьему тяговому классу, отличается от базовой модели установкой лебедки и навесного оборудования, предназначенного для погрузки на платформу хлыстов деревьев. Для работы лебедки с тяговым усилием до 105 кН применяется гидравлический привод, состоящий из насоса и исполнительного мотора. Фиксация барабана лебедки выполняется гидравлическим тормозом, входящим в конструкцию мотора.
Применение системы повышенной проходимости с широкой гусеницей (600 мм) позволяет машине работать на участках со слабым или заболоченным грунтом. Плоское днище корпуса и дорожный просвет 550 мм позволяют двигаться по неровной местности.
Силовая установка и трансмиссия аналогичны узлам, установленным на 300 модели. По специальному заказу трактор комплектуется дизелем импортного производства.
Онежец-392
Вариант машины с самосвальным кузовом для перевозки сыпучих грузов. Трактор оснащается кузовом с гидравлическим цилиндром, который выполняет разгрузку. Задний борт кузова откидной, подвешен на верхних петлях. Управление разгрузкой выполняется из кабины оператора, в которой расположен отдельный пульт.
Кузов с объемом 4 м³ установлен на поворотной платформе и может поворачиваться на 100° влево и вправо от оси машины. Для перевозки объемных грузов с малым удельным весом (например, торфа) применяются дополнительные борта, увеличивающие объем кузова до 8 м³. Предельная грузоподъемность составляет 8 т.
По заказу машина комплектуется гусеницей с уменьшенной до 500 мм шириной. Такой вариант оснащения имеет обозначение 392-01 и используется при работе на плотных или каменистых грунтах. За счет уменьшения размера гусеницы снижен вес снаряженной машины с 13 до 12,4 т.
Онежец-400
Трактор широкого применения, относящийся к четвертому тяговому классу и предназначенный для установки бурового оборудования, лесопогрузочного, сварочных агрегатов. Шасси не оснащено лебедкой и платформой для перевозки хлыстов. Снаряженный вес шасси составляет 14,4 т.
Онежец-400 оснащается 6-цилиндровым дизельным двигателем марки А-01М с объемом цилиндров 11,15 л и мощностью 130 л. с. Мотор не имеет системы наддува, охлаждение жидкостное. Трансмиссия механическая с ручным переключением. Коробка передач обеспечивает 8 скоростей для движения вперед и 4 — назад. Максимальная скорость движения машины вперед составляет 10,2 км/ч, назад — до 6,7 км/ч.
По заказу возможна установка 4-цилиндрового дизеля Д442-19 с турбокомпрессором, который развивает мощность 180 л. с. при объеме 7,43 л. Двигатель поставляется совместно с коробкой передач гидростатического типа.
Онежец-420
Чокерный лесопромышленный трактор, представленный в 2015 году. Машина оснащена лебедкой с гидравлическим приводом и механическими приспособлениями для формирования связок хлыстов. Механизм позволяет выполнять загрузку стволов деревьев на щит, установленный за кабиной оператора. В передней части трактора установлен отвал с гидравлическим приводом. Отвал используется для расчистки площадок в лесу, перемещения спиленных деревьев, выравнивания грунтовых дорог.
Трактор оснащается дизельным мотором жидкостного охлаждения Д-442-19 производства Алтайского завода и гидростатической коробкой передач. Использование бесступенчатой трансмиссии позволяет устранить пробуксовку гусениц при переключении передач и снижает негативное воздействие на поверхность почвы. Коробка реверсивная, что позволяет двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью.
Навесное оборудование
Устанавливаемое на машинах Онежец оборудование предназначено для выполнения погрузочных, уборочных и прочих операций. Управление работой гидравлическое, от отдельного насоса на двигателе, включает следующее:
- роторная установка для обрезки кустарника и небольших деревьев с сечением до 250 см²;
- фронтальный толкатель, предназначенный для расчистки дорог и перемещения хлыстов к месту погрузки;
- колесный полуприцеп с балансирной подвеской 2 осей, используемый для перевозки стволов деревьев.
Достоинства и недостатки
Владельцы тракторов отмечают положительные стороны:
- прочная ходовая часть, выдерживающая ударные нагрузки;
- маневренность;
- тяговые характеристики;
- способность работать с различным оборудованием;
- удобство работы оператора;
- способность работать в глубоком снегу и на рыхлом грунте;
- ресурс 10 тыс. моточасов до капитального ремонта;
- расход топлива (одного бака емкостью 140 л хватает на две смены работы).
Недостатков отмечается немного:
- высокая стоимость ряда запчастей (например, турбокомпрессоров);
- пластик, используемый для отделки кабины, становится хрупким при низких температурах.
Цена и отзывы владельцев
Стоимость машин Онежец-320 начинается от 3,5-3,7 млн рублей. Базовый вариант оценивается на 0,2-0,3 млн рублей ниже. На вторичном рынке трелевочные трактора моделей 300 и 400 встречаются редко, стоимость не опускается ниже 2 млн рублей.
Андрей, Кировская область
Работаю на самосвале Онежец-392 несколько месяцев. Машина динамичная и проходимая. Гусеничный движитель позволяет выполнять разворот на месте. Перевозит до 8 т песка или грунта, имеется возможность разгрузки кузова в широком диапазоне. Установленный на передней части рамы бульдозерный нож используется для расчистки подъездов к месту погрузки или разгрузки.
Бесступенчатая трансмиссия на Онежец-320 позволяет плавно разгоняться до максимальной скорости. Нет ударных нагрузок, возникающих при переключении скоростей. Вызывает сомнение ресурс увеличенных в размерах ведущих колес, которые цепляются за препятствия. Из-за этого возникают повышенные нагрузки на планетарный редуктор бортовой передачи.
Трактор гусеничный (Онежец-320)
Описание
Предназначен для работ по трелевке древесных пород, хлыстов и другого подобного материала.
Машина относится к гусеничному лесопромышленному типу. Агрегат оборудован лебедкой и особым устройством, выполняющим функцию формирования воза, его погрузки, транспортировки, разгрузки. Технические возможности трактора позволяют работать в самых критичных и тяжелых условиях.
Назначение
Способен выполнять подготовительные работы, касающиеся волоков, погрузочных площадок. Широко применяется в ремонтных работах по обустройству усов и дорог. Также используется при окучивании пачек деревьев. Универсален в своем роде, имеет широкий функциональный диапазон.
Измененная ходовая система способствует увеличению длины и ширины опорной поверхности данного оборудования, тем самым повышается уровень проходимости трактора в местах, имеющих низкую несущую способность. Преимуществом является увеличенная боковая устойчивость оборудования. Онежец 320 способен преодолеть даже самые глубокие снежные покровы.
Звенья гусениц увеличены в ширине, что сводит к минимуму повреждаемость почвы при движении трактора и в последствии максимально сохраняет структуру лесного грунта.
Технические особенности
В механизм гидростатической передачи оснащен регулируемым насосом, находящимся на двигателе, и регулируемым мотором в зоне блока заднего моста. Топливный бак представлен в объеме – 140 литров. Ходовая система характерна наличие съемных зубчатых венцов с 16 зубьями, их шаг составляет 150 мм. Гусеница трактора выполнена в размере 600 мм шириной. Эксплуатационная масса данной технической единицы равна 12100 кг.
Использование усиленной рамы в производстве машины способствует увеличению срока службы и эффективности в применении. Это увеличивает средний ресурс агрегата до капитального ремонта до 10000 м.ч.
Модель имеет одноместную кабину, безопасную и соответствующую всем производственным стандартам. Обеспечит защиту от любых механических воздействий. Достойный уровень вибро-шумо-теплоизоляции. Присутствует система нормализации микроклимата. Конструкция кабины предусматривает широкий угол обзора, увеличивая тем самым производственные возможности техники. Подрессоренное сиденье легко регулируется, способно осуществлять полный поворот.
Трактор имеет гидравлический привод лебедки. Управляет техникой такого масштаба эргономичный пульт управления с заданными нормативными значениями. Значение аккумулятора – 2х6СТ-132АМ.
Гидросистема Онежца 320 предполагает давление с максимальным значением 14,0 МПа. Гидробак способен содержать 140 литров.
Гидропривод лебедки оснащен мотором с гидравлическим тормозом. Максимальное давление в этом элементе 20МПа.
Электрооборудование данной техники содержит в себе постоянный ток, номинальное напряжение имеет значение 24.
На машине имеется возможность использования двигателей, которые производятся на Российских и зарубежных заводах.
Кабина
- Каркас безопасности, отвечающий требованиям стандартов FOPS, ROPS, OPS;
- Эффективная вибро-шумо-теплоизоляция;
- Системы нормализации микроклимата в зимнее и летнее время.
Сиденье
Управление
- Эргономичный пульт управления с обеспечением нормативных значений управляющих усилий.
Онежец 320: технические характеристики
Главный по лесозаготовкам
«Онежец-320» — принципиально новая модель гусеничного трактора для лесозаготовительной промышленности. Выпускается с 2010 года в Петрозаводске (Республика Карелия), на Онежском тракторном заводе. «Онежец-320» был разработан на базе классического трелёвочного трактора «ТДТ-55», который сходил с конвейера завода с 1964-го по 2003-й годы.
Сохранив все лучшие качества этой проверенной десятилетиями лесопромышленной машины — надёжность, неприхотливость, возможность применения в сложных условиях, «Онежец-320» приобрёл целый ряд совершенно новых ценных эксплуатационных особенностей. Чтобы лучше понять масштаб модернизации предшественника «Онежца-320», кратко рассмотрим историю предприятия и особенности его основной продукции.
Краткая истории Онежского завода и его машин
Об истории предприятия
Онежский тракторный завод является наследником металлургических и оружейных мастерских, основанных в этих краях ещё в далёком 1703 году Петром Великим. За годы своего существования этот завод назывался Петровским, Александровским, металлургическим, машиностроительным, «военным заводом №863», тракторосборочным и наконец, тракторным, предприятием.
История завода стала отражением истории России: трудовые подвиги в период великой индустриализации страны 30-х годов ХХ века; «ударный» выпуск оружия и боеприпасов во время всех крупных войн, что вела наша страна; полная разруха и запустение в годы революции и гражданской войны, повторившаяся ещё раз после развала Советского Союза.
В двухтысячные годы промышленные территории завода, находящиеся в городской черте, были отданы для строительства жилых и офисных зданий; торгово-развлекательных комплексов, а всё производство сосредоточилось на второй, резервной площадке. И это тоже является типичной для современной истории нашей страны ситуацией.
В сборочном цехе Онежского тракторного завода. Фото 2013 года.
Однако главным всё же остаётся то, что Онежский тракторный завод, несмотря на все перипетии, не только уцелел, но и продолжает выпускать передовую конкурентоспособную продукцию, соответствующую требованиям времени: лесопромышленные гусеничные трактора «Онежец» различных модификаций; лесозаготовительные комбайны «Четра».
При заводе, совместно с Петрозаводским государственным университетом, работает собственное Проектно-конструкторское бюро лесного и сельскохозяйственного машиностроения. Жизнь продолжается!
Основные модели ОТЗ — непосредственные предки «Онежца-320»
Первый дизельный трелёвочник (марки «ТДТ-40») сошёл с конвейера Онежского завода 29 июня 1956 года. Этот гусеничный трактор оказался просто незаменимым как на вывозе деревьев и хлыстов непосредственно с лесоповала, так и на всевозможных транспортных и хозяйственных работах в условиях лесного и таёжного бездорожья.
Тем не менее, в течение тринадцати лет, пока со сборочного конвейера сходил «ТДТ-40», конструкторское бюро завода работало над усовершенствованием этой базовой модели, выпускало и испытывало опытные образцы новых тракторов на его основе.
«Дедушка» трактора «Онежец-320» — трактор-трелёвочник «ТДТ-40» (годы выпуска 1956-1969).
Глубокой модернизацией «ТДТ-40», запущенной в 1964 году в серийное производство, стал гораздо более мощный и функциональный лесопромышленный трактор «ТДТ-55». Интересно, что оборудование и полную документацию для производства «ТДТ-40» Советский Союз в 1969 году передал Китаю. И в этой стране «ТДТ-40», в модернизированном варианте, выпускается до сих пор (под маркой «J-65A»).
Мало какая техника может похвастаться таким «долгожительством» (без малого 40 лет!) в качестве основной модели завода, как трактор «ТДТ-55». В советское время данный трактор поставлялся на экспорт более чем в 30 стран мира. Эта гусеничная трелёвочная машина великолепно справлялась со своими задачами, была надёжной, неприхотливой, простой в ремонте, даже в условиях многолетней интенсивной эксплуатации. Однако технический прогресс не стоит на месте, и на смену «ТДТ-55» пришло семейство более совершенных тракторов «Онежец». В чём же состоят основные моменты глубокой модернизации?
Технические характеристики трактора «Онежец-320»
Новшества, улучшившие онежский трактор
Гусеничные трактора «Онежец» оснастили принципиально новой кабиной; значительно усиленной рамой; ходовой системой повышенной проходимости — с более широкой гусеницей, планетарными бортовыми редукторами с приближенными к опорной поверхности ведущими колесами большего диаметра.
Новые решения в ходовой системе позволили увеличить длину и ширину опорной поверхности трактора. Это значительно прибавило ему проходимости, особенно на грунтах с низкой несущей способностью и при глубоком снежном покрове.
Увеличилась и боковая устойчивость машины, при работе на спусках и подъёмах, в оврагах и т.п. местах сложного рельефа. Звенья гусениц стали увеличенной ширины. Благодаря этому снизилось разрушительное воздействие на лесные грунты при поворотах, разворотах и любых других манёврах трактора.
Общие технические показатели трактора «Онежец-320»
Данная гусеничная машина относится к третьему классу тяги. По сравнению со своим предшественником «ТДТ-55», трактор заметно «подрос и прибавил в весе»:
- Габаритные размеры (длина х ширина х высота): 6050 х 2490 х 2980 миллиметров;
- Эксплуатационная масса — 12100 килограммов.
Успешную транспортировку лесосеки в лесных и таёжных условиях обеспечивают
- Колея — 1850 миллиметров;
- Дорожный просвет — 550 миллиметров.
Гидросистема технологического оборудования оснащена насосом «НШ-32У-3-Л»; с максимальным давлением в 14 МПа и гидробаком на 140 литров. Ёмкость топливного бака также составляет 140 литров.
Двигатель трактора «Онежец-320»
На тракторе есть возможность для установки дизельных двигателей различных отечественных и зарубежных производителей. Однако основным является двигатель Минского моторного завода марки «Д-245.2S2». Это четырёхцилиндровый, четырёхтактный дизельный агрегат с показателем эксплуатационной мощности в 120 л./с. (88,2 кВт); частотой вращения коленчатого вала — 1800 (+/-10) оборотов в минуту и удельным расходом топлива не выше 229 г/кВт-ч.
Трансмиссия
На тракторе используется трансмиссия гидростатического типа, узлы которой (регулируемый насос, установленный на двигатель; и регулируемый мотор, смонтированный на блоке заднего моста) производятся в Германии компанией «Linde Hydraulics» (Ашаффенбург, Бавария). Механизмы поворота — многодисковые, сухого трения, постоянно замкнутые. Рабочие тормоза: 2 ленточных, сухого трения, на барабанах механизмов поворота. Стояночный тормоз — механический, с воздействием на правый рабочий тормоз. Бортовые передачи — двухступенчатые редукторы, с планетарными конечными.
Ходовая система
Ходовая часть отличается непревзойдённой в данном классе проходимостью, с широкими 600-милиметровыми гусеницами и давлением на грунт (без учёта груза) всего в 0,030 МПа. Ведущие колёса оснащены съёмными зубчатыми венцами. Число зубьев — 16; шаг зубьев составляет 150 мм.
Лебёдка
Лебёдка оснащена гидравлическим приводом, приводимым в действие специальным насосом «HPR 105-02 R» и мотором «MVS-400» с гидравлическим тормозом. Давление в гидравлической системе составляет 20 МПа.
Рабочее место механизатора на «Онежце-320»
Как уже отмечалось выше, новая кабина лесопромышленного трактора является гордостью разработчиков и производителей из Карелии. Она оснащена эффективной вибро- и шумоизоляцией; системами нормализации климата, обеспечивающими комфортный микроклимат на рабочем месте механизатора как в жару, так и в сильные морозы. Сиденье является полноповоротным, многократно подрессоренным.
Из кабины, благодаря современному круговому остеклению, обеспечен прекрасный обзор, практически без «мёртвых зон». А эргономичный пульт управления обеспечивает все нормативные значения управляющих усилий. Кабина снабжена жёстким каркасом безопасности, который отвечает современным требованиям FOPS, ROPS и OPS.
Краткий обзор других модификаций «Онежца»
Онежский тракторный завод постарался вывести на рынок широкую линейку гусеничных спецмашин «Онежец», предназначенных, кроме трелёвки леса, для решения других хозяйственных и специализированных задач. Вот список данной техники:
- «Онежец-300» — трактор, являющийся хорошей универсальной базой для всех лесозаготовительных машин (челюстного погрузчика, сучкорезной машины, пакетоподборщика и т.п.).
- «Онежец-310» — гусеничная спецмашина для борьбы с лесными и ландшафтными пожарами в труднодоступных, малопроходимых местах. Оснащена 3500-литровой цистерной, специальным плугом, насосом со стволом-распылителем, переносным гидромонитором и другим спецоборудованием. Этот трактор предназначен для локализации пожара прокладкой заградительных и опорных полос, тушением кромок пожаров водой, пеной или огнегасящими эмульсиями; растаскивания завалов с помощью лебёдки. Может также использоваться в качестве насосной станции для подачи воды.
- «Онежец-330» — трактор с гидравлическим манипулятором СФ-75 ЛТ и зажимным коником, предназначенный для бесчокерной трелёвки леса, на грунтах с низкой несущей способностью и при глубоком снежном покрове.
- «Онежец-335» — машина со специальным гидроманипулятором, предназначенная для выполнения погрузочно/разгрузочных работ при строительстве ЛЭП, газопроводов, дорог в труднопроходимых условиях.
- «Онежец-350» — лесопромышленный гусеничный сортиментовоз, состоящий из базового тягача и шарнирно соединенного с ним четырёхколесного полуприцепа с платформой и стойками. Данный трактор собирает, грузит, перевозит и разгружает сортименты, перемещая их с лесосеки на промежуточный склад; выполняет процесс сортировки сырья по длине и породам дерева.
- «Онежец-380» — лесохозяйственная гусеничная машина для широкого спектра работ в лесном хозяйстве: прокладывания противопожарных полос-борозд; приготовление и ремонт усов и дорог; подготовка волоков и погрузочных площадок; окучивание пачек деревьев и хлыстов перед погрузкой на площадках.
Это трактор с дополнительным комплектом универсального дополнительного оборудования. Снабжён грузовым кузовом, толкателем и задним подъёмно-навесным устройством для агрегатирования с различными хозяйственными орудиями.
- «Онежец-390» и «Онежец-392» — тракторы-измельчители («мульчеры») древесно-кустарниковой растительности. Снабжены комплектом специального кусторезного оборудования. Используются для измельчения стволов и срезанных ветвей. Могут применяться для первичной подготовки земли для сельскохозяйственного применения, для измельчения органических остатков на биомассу.
- «Онежец-395» — гусеничная бурильно-крановая машина широкого назначения: для бурения скважин и устройства котлованов в грунтах всех категорий, для установки опор при строительстве и ремонте опор электропередач и т.п. работах.
Опыт эксплуатации тракторов «Онежец-320»
Механизаторы, имеющие опыт работы на «Онежце-320» и его предшественнике — тракторе «ТДТ-55», и соответствующий опыт для сравнения, отмечают невероятный для былых времён уровень удобства и комфорта труда в кабине машины. А также отменную проходимость нового трелёвочника и его прекрасную приспособленность для работы в тяжёлых условиях. Заслуженную гордость вызывает тот факт, что «Онежец-320» — полностью отечественная разработка, практически не имеющая аналогов в мире (за исключением канадского трелёвочника «КМС-Кootrac»).
Трактор «Онежец-320» 2011 года выпуска.
Никаких минусов в работе нового «Онежца-320» пока механизаторами не было отмечено. Есть, конечно, подозрения, что его ремонт при серьёзных поломках может быть весьма дорогостоящим и непростым делом, однако на практике эти опасения пока не оправдались. Трактора, выпущенные в 2010-х годах, «ходят» хорошо, демонстрируя надёжную работу, а все поломки пока оказываются мелкими и легко устранимыми на месте (в основном, физического фактора).
Трактора «Онежец-320» на рынке
Стоимость нового трактора «Онежец-320», согласно прайс-листам крупных лизинговых компаний, составляет, в среднем, 4 миллиона 150 тысяч рублей. На вторичном рынке можно найти данную модель трелёвочника по вдвое меньшей стоимости. Б/у-шные петрозаводские трактора 2011-2013 гг. выпуска предлагаются к продаже за 2-2,3 миллиона рублей.
В целом, трактор «Онежец-320» является крепким продолжателем славных традиций признанного лидера неприхотливости и надёжности — лесопромышленной машины «ТДТ-55». Рабочий ресурс трактора до его первого капитального ремонта установлен производителем в 10 тысяч моточасов.
Обзор трелевочных тракторов Онежец: освещаем в общих чертах
Каждый день используется продукция, изготовленная из древесины. Мало кто задумывается, какой путь проделан, что бы доставить этот товар потребителю. Еще больше вопросов возникает при мысли, о том, какая техника справляется с этим сложным заданием.
Классические трактора и машины, встречающиеся повседневно, не соответствуют тем нагрузкам, которые присущи лесозаготовительной отрасли. В этом случае на помощь приходит специфическая техника, без которой в лесном хозяйстве не обойтись – трактор трелевочный.
Это специальный вид техники, который отличается повышенной прочностью, мощностью и проходимостью. Такие требования предъявляются по причине того, что трелевочные трактора, используемые для лесной промышленности, работают в условиях повышенных нагрузок.
Краткая истории Онежского завода и его машин
Об истории предприятия
Онежский тракторный завод является наследником металлургических и оружейных мастерских, основанных в этих краях ещё в далёком 1703 году Петром Великим. За годы своего существования этот завод назывался Петровским, Александровским, металлургическим, машиностроительным, «военным заводом №863», тракторосборочным и наконец, тракторным, предприятием.
История завода стала отражением истории России: трудовые подвиги в период великой индустриализации страны 30-х годов ХХ века; «ударный» выпуск оружия и боеприпасов во время всех крупных войн, что вела наша страна; полная разруха и запустение в годы революции и гражданской войны, повторившаяся ещё раз после развала Советского Союза.
В двухтысячные годы промышленные территории завода, находящиеся в городской черте, были отданы для строительства жилых и офисных зданий; торгово-развлекательных комплексов, а всё производство сосредоточилось на второй, резервной площадке. И это тоже является типичной для современной истории нашей страны ситуацией.
В сборочном цехе Онежского тракторного завода. Фото 2013 года.
Однако главным всё же остаётся то, что Онежский тракторный завод, несмотря на все перипетии, не только уцелел, но и продолжает выпускать передовую конкурентоспособную продукцию, соответствующую требованиям времени: лесопромышленные гусеничные трактора «Онежец» различных модификаций; лесозаготовительные комбайны «Четра».
При заводе, совместно с Петрозаводским государственным университетом, работает собственное Проектно-конструкторское бюро лесного и сельскохозяйственного машиностроения. Жизнь продолжается!
Основные модели ОТЗ — непосредственные предки «Онежца-320»
Первый дизельный трелёвочник (марки «ТДТ-40») сошёл с конвейера Онежского завода 29 июня 1956 года. Этот гусеничный трактор оказался просто незаменимым как на вывозе деревьев и хлыстов непосредственно с лесоповала, так и на всевозможных транспортных и хозяйственных работах в условиях лесного и таёжного бездорожья.
Тем не менее, в течение тринадцати лет, пока со сборочного конвейера сходил «ТДТ-40», конструкторское бюро завода работало над усовершенствованием этой базовой модели, выпускало и испытывало опытные образцы новых тракторов на его основе.
«Дедушка» трактора «Онежец-320» — трактор-трелёвочник «ТДТ-40» (годы выпуска 1956-1969).
Глубокой модернизацией «ТДТ-40», запущенной в 1964 году в серийное производство, стал гораздо более мощный и функциональный лесопромышленный трактор «ТДТ-55». Интересно, что оборудование и полную документацию для производства «ТДТ-40» Советский Союз в 1969 году передал Китаю. И в этой стране «ТДТ-40», в модернизированном варианте, выпускается до сих пор (под маркой «J-65A»).
Мало какая техника может похвастаться таким «долгожительством» (без малого 40 лет!) в качестве основной модели завода, как трактор «ТДТ-55». В советское время данный трактор поставлялся на экспорт более чем в 30 стран мира. Эта гусеничная трелёвочная машина великолепно справлялась со своими задачами, была надёжной, неприхотливой, простой в ремонте, даже в условиях многолетней интенсивной эксплуатации. Однако технический прогресс не стоит на месте, и на смену «ТДТ-55» пришло семейство более совершенных тракторов «Онежец». В чём же состоят основные моменты глубокой модернизации?
Назначение техники
Трелевочный трактор, это специальная техника, применяемая на работах по заготовке леса. Функции, выполняемые устройством, сбор и транспортировка деревьев к месту хранения или обработки. Метод, используемый тихоходной машиной, частичная погрузка дерева на платформу и войлок к месту назначения.
Процесс трелёвки, это транспортная операция со спецификой. Особенность процесса в том, что техника не нуждается в прокладке дорог и путей, а работает в условиях бездорожья, не зависимо от времени года.
На промышленных предприятиях, фермах, лесных угодьях этот вид транспорта незаменим. Распространение и популярность получили трелевочные трактора СССР, выпускаемые на заводе «Онежский» в Петрозаводске.
Узнаваемая модель, ТДТ-55, выпуск техники вёлся до двухтысячных годов. Тихоходная установка укомплектовывалась двигателями, которые различались по характеристикам, поэтому её использовали на участках дифференцированной сложности.
Двигатель
Все модификации, за исключением ТЛТ-100А, комплектовались дизельным двигателем с турбонаддувом СМД-20Т.04.