69 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трелевочный трактор КТ-12

КТ-12 Кировец 1949-1956 годов выпуска: технические характеристики, обзор, описание

Источник фото: techstory.ru Фото КТ-12

Разработчиками трактора КТ-12 (КТ расшифровывается как “Кировский трелевочный”) являются сотрудники Кировского тракторного завода. Весь процесс создания инновационной для того времени машины занял меньше года, и уже в 1948 году состоялось ее представление. Тем не менее, производство трактора велось всего около 7 лет: вначале в 1951 году вся документация и специализированное оборудование были переданы Минскому тракторному заводу, а в 1956 году выпуск модели был и вовсе прекращен. Тем не менее, создатели КТ-12 были награждены за свой труд Сталинской премией. Более того, данная модель трактора стала прототипом гусеничной эвакуационной машины военного назначения: она обладала высокой проходимостью и прочими характеристиками для эффективного буксирования поврежденных машин.

Основное предназначение трактора – трелевка стволов деревьев с обрубленными сучьями и вершинами.

Двигатель

Новую модель было решено оснащать 6-цилиндровым рядным карбюраторным двигателем ЗИС-21А. Мощность силового агрегата составляла 33,1 кВт (45 л.с.), рабочий объем – 5,55 л, тип охлаждения – жидкостное. Основным видом топлива выступали древесные чурки (такое решение было связано с имеющимися на тот момент сложностями с обеспечением лесозаготовок более традиционным топливом), для пуска мотора использовался автомобильный бензин А-66. Основная система запуска являлась электрической с помощью стартера. В качестве дополнительного варианта присутствовала пусковая рукоятка. Кроме этого, конструкция двигателя предусматривала наличие газовой печки, функцией которой являлся обогрев блока цилиндров и поддона картера при минусовых температурах. На одной заправке бункера газогенератора двигатель способен был работать немногим более 2,5 часов, а без пополнения запаса топлива – до 10 ч.

Источник фото: techstory.ru Двигатель трактора КТ-12 вырабатывал до 33 кВт

Максимальная скорость передвижения достигала 12,3 км/ч (для того времени это был весьма неплохой показатель для данного типа техники).

Трелевочный трактор КТ-12

Первый в мире трелевочный газогенераторный трактор КТ-12 появился на свет 59 лет назад. Он разработан и изготовлен в 1948 г. на Кировском заводе под руководством известного танкостроителя генерал-полковника, инженера Ж.Я. Котина по приказу министра транспортного машиностроения В.А. Малышева. В разработке трактора принимали активное участие Л.Е. Сычёв, Н.В. Курин, Ф.А. Маришко, В.А. Калгополов и другие. Аббревиатура «КТ» означает «Кировский трелевочный».

Трактор удалось создать менее чем за год. Машина получилась интересной. Проходимостью, массогабаритными показателями и возможностью буксировать поврежденные машины (вместо хлыстов) на сборные пункты этот трактор привлек внимание военных инженеров, увидевших в нем прототип гусеничной эвакуационной машины двойного назначения, что, впрочем, неудивительно – трактор создавали танкостроители.

Цельнометаллическая двухместная закрытая кабина трактора капотного типа обеспечивала неплохой обзор дороги и местности перед водителем и старшим машины.

КТ-12 оснащали шестицилиндровым рядным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения ЗИС-21А мощностью 33,1 кВт (45 л.с.) при 2400 мин -1 , позволявшим идти по шоссе без нагрузки с неплохой для того времени и типа трактора максимальной скоростью 12,3 км/ч. Средняя скорость трактора без нагрузки при движении по местности составляла 10 км/ч. Двигатель Московского автозавода ЗИС относился к нижнеклапанным агрегатам рабочим объемом 5,55 л и степенью сжатия 7,0. В качестве основного топлива применяли древесные чурки, а пускового – автомобильный бензин А-66. Стоит напомнить, что с обеспечением лесозаготовок топливом длительное время были определенные трудности, и дрова в качестве топлива наилучшим образом решали проблему.

Основной системой запуска двигателя была электрическая с помощью стартера, а дублирующая – с помощью пусковой рукоятки. Двигатель был оборудован специальной газовой печкой, обогревавшей зимой блок цилиндров и поддон картера отходящими газами.

Технологическая схема газогенераторной установки включала: газогенератор ХТЗ-12Г, в котором вырабатывался газ при сжигании чурок; секции грубого очистителя; охладитель тонкой очистки, где проходила окончательно очистка газа; смеситель, в котором полученный газ смешивался с воздухом перед тем, как поступить в двигатель; вентилятор для розжига топлива в газогенераторе. В случае когда срочно, за 3. 4 мин вместо 10 мин, требовалось привести в действие газогенераторную установку, использовали пусковой карбюратор, в который поступал пусковой бензин из пускового бензобака. Газогенератор работал по принципу обращенного процесса газификации: отбор газа производился из нижней части его корпуса, что позволяло уменьшить содержание смолистых веществ в газе.

Читать еще:  Komatsu WB97S: технические характеристики

Двигатель развивал сравнительно небольшую мощность, что объясняется меньшей теплотворной способностью газа по сравнению с бензином. Продолжительность работы двигателя на одной заправке бункера газогенератора не превышала 2. 2,5 ч, а без пополнения запаса топлива – 8. 10 ч. Заправочная вместимость бункера газогенератора – 0,22 м 3 , ящика для чурок – 0,95 м 3 . Двигатель расходовал топлива за 1 ч работы около 0,08 м 3 .

Механическая трансмиссия состояла из двухдискового сцепления сухого трения (сталь по фрикционным накладкам), 5-ступенчатой коробки передач без синхронизаторов, соединительного вала полужесткого типа с зубчатыми муфтами, одноступенчатой главной передачи, состоявшей из пары конических прямозубых шестерен, и двух одноступенчатых бортовых передач с ленточными тормозами (механизмами поворота). Соединительный вал с зубчатыми муфтами не требовал повышенной точности при центровке коробки передач с главной передачей. Механизмы поворота трактора обеспечивали поворот на месте с минимальным радиусом, равным ширине колеи машины, практически это 3,1 м.

Гусеничный движитель трактора применительно к одному борту четырехкатковый, состоял из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, четырех одинарных катков большого диаметра (545 мм), сдвоенного направляющего колеса переднего расположения с винтовым механизмом натяжения гусеницы, сдвоенным зубчатым венцом и сдвоенного ведущего колеса заднего расположения с зубчатыми венцами. Гусеничная цепь состояла из 71 трака шириной 340 мм с направляющими гребнями и развитыми грунтозацепами. Соединительные пальцы траков гусениц вставлялись в проушины траков со стороны корпуса машины и удерживались на месте без шплинтовки с помощью отбойного бруса, закрепленного на корпусе в его кормовой части. Благодаря применению съемных зубчатых венцов на направляющем и ведущем колесах гусеница надежнее удерживалась при повороте.

Подвеска была зависимая рессорно-балансирная. Каждая пара опорных катков соединялась в балансирную тележку с пружинным элементом в виде продольно расположенной полуэллиптической рессоры. Амортизаторы на передних и задних узлах подвески не устанавливали.

Электрооборудование выполнялось по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В и «массой» на корпусе. В качестве энергоисточников применяли генератор постоянного тока ГА-08 мощностью 190 Вт (0,258 л. с.) и две стартерные 6-вольтовые аккумуляторные батареи 3-СТ-98, соединенные последовательно. Светотехника трактора состояла из двух фар, установленных в передней части кабины, прожектора сзади на крыше и плафона в кабине. Система зажигания двигателя была батарейная.

Однобарабанную реверсивную лебедку применяли для подтягивания хлыстов, а при необходимости для проведения эвакуационных работ с гусеничными и колесными машинами, потерявшими проходимость (застрявшими, опрокинутыми или затонувшими) и подтягивания их к погрузочному устройству. Она развивала тяговое усилие на крюке 45 кН (3500 кгс), имела червячный редуктор для приведения в действие барабана с тросом длиной 40 м и привод от трансмиссии трактора при работающем двигателе.

Погрузочное устройство трактора состояло из неподвижного с вращающимися роликами коника и наклонно расположенного откидного шарнирного стального щита.

Проходимость машины была хорошей для ее типа. Она могла преодолевать с полной нагрузкой подъем на сухом твердом грунте крутизной до 30°, ров шириной до 1,1 м, эскарп с высотой стенки 0,6 м, брод с твердым грунтом глубиной до 1,0 м и двигаться по косогору с боковым креном до 20°. Среднее удельное давление на грунт было небольшое – 0,039 МПа (0,39 кгс/см 2 ), что позволяло трактору уверенно передвигаться по слабым грунтам, а дорожный просвет 540 мм позволял сравнительно легко преодолевать вертикальные профильные препятствия – большие камни, пни и т. п. Уместно заметить, что по последним двум показателям трактор превосходил отличавшийся хорошей проходимостью танк Т-34.

Массогабаритные показатели трактора были сравнительно скромные – 6000 кг и 4505х1850х2415 мм, что позволяло свободно проезжать по деревянным мостам, легко вписываться в складки местности, маскироваться. Эти особенности имели большое значение на случай применения в Вооруженных Силах. Так неожиданно у нас появился прототип одной из первых гусеничных эвакуационных машин.

Вскоре после начала серийного производства по решению правительства Кировский завод передал всю документацию, оснастку, специализированные станки и механизмы Минскому тракторному заводу, где КТ-12 серийно выпускали с 1951-го по 1956 г. На смену ему пришли более мощные трелевочные тракторы ТДТ-40 с двигателями, работавшими на жидком топливе, которые использовались в армии в качестве эвакуационных машин.

Читать еще:  Трактор Ростсельмаш-2375: технические характеристики

Труд Ж.Я. Котина и его сотрудников не остался незамеченным – за успешное создание трелевочного трактора КТ-12 они в 1948 г. были удостоены Сталинской премии.

Новая продукция – улучшенный газогенераторный трелевочный трактор КТ-12А.

Введение

Целью данной курсовой работыявляетсяанализ деятельности предприятия РУП «Минского Тракторного Завода», проведение маркетинговых исследований продукции.

РУП «Минский тракторный завод» разрабатывает, изготавливает и экспортирует колесные тракторы, запасные части, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса.

Цель деятельности РУП «МТЗ» состоит в мировом признании предприятия как поставщика, гарантирующего стабильно качественную, добротную продукцию для потребителя, удовлетворение общественных потребностей в продукции производственно-технического назначения, товарах народного потребления, услугах и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества РУП «МТЗ».

Основными потребителями продукции РУП «МТЗ», исходя из назначения продукции предприятия, являются предприятия сельского и лесного хозяйства, предприятия коммунального хозяйства, добывающей продукции, строительно-монтажные организации.

Объектом курсовой работы выбран улучшенный газогенераторный трелевочный трактор модели КТ-12А, изготовленный предприятием РУП «МТЗ».

Задачи курсовой работы:

· Подробное описание предприятия, изготавливающего данный товар

· Подробное описание самого объекта курсовой работы

· Проведение маркетинговых исследований

· Определение объема продаж и цены продукта

· Планирование работ по технической подготовке производства продукта

· Организация работы предметно-замкнутого участка

Характеристика объекта производства.

1.1 Производственное предприятие планирует организовать выпуск новой продукции.

Новая продукция – улучшенный газогенераторный трелевочный трактор КТ-12А.

Рисунок 1.1. Трактор модели КТ-12А

1.2.

Маркетинговые исследования:

1. Измерение отношения потребителей к определенной марке товара.

Степень известности марки товара – высокая, так как по результатам опроса каждый второй потребитель пользуется данной моделью трактора.2. Изучение мнений потребителей об этом товаре.Насколько исследуемый товар соответствует требованиям рынка и потре­бителей,т.е. какова оценка рыночной адекватности товара. Товар удовлетворяет потребности покупателей в полной мере: высокое качество и средняя цена, новизна товара и хорошее исполнение функций (трелевка леса). 3. Определение, какие группы (сегменты) потребителей и как часто по­купаютисследуемые товары (определение степени лояльности к определенно­му товару).В основном потребителями являются крупные фермеры. Реже покупки осуществляют мелкие фермеры (площадь фермыдо 50г). Частота покупки зависит от качества, а в данном случае этот показатель является крайне высоким. В среднем в год происходит покупка 1300 тракторов. Также потребителями трактора данной модели являются Российская государственная агропромышленная лизинговая компания “Росагролизинг”, некоммерческое партнёрство «Союз фермеров и ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ», Московский Крестьянский Союз.1. Определение конкурентов и их анализ.Главным конкурентом является Трелевочный трактор CAT527 мощностью 82 л.с. и массой 9236кг. Не смотря на значительные преимущества в мощности, данный товар уступает модели КТ-12А в тяговом усилии и расходе топливо. Тяговое усилие у САТ527 составляет 2500кг, а расход топлива в два раза выше – 83 кг/4, что объясняется большей мощностью.

Спрос на данный товар является равномерным. Относительно равномерный (или базовый) спрос характерен для регулярно потребляемых запасов, не имеющих сезонных периодов потребления (сезонный спрос). Спрос не является сезонным, так как отсутствуют краткосрочные (менее года) регулярные изменения, связанные с погодой или с определенными календарными периодами (время отпусков, праздники, времена года и пр.). Циклических колебаний спроса также не наблюдается.

Трелевочный трактор КТ-12

Помните советский фильм «Девчата»? Я тепло вспоминаю его и всякий раз смотрю, когда показывают по «ящику». История лесорубов в вахтовом поселке, их работа, досуг и, конечно же, любовь. Славные штабеля леса демонстрируются в картине при заготовке леса. А если вспомнить, то в картине есть кадры трелевочного трактора. Это один из первых отечественных «трелюх» серийно выпускающих в нашей стране и который имел успешное применение в лесозаготовках. Трактор этот назывался КТ-12, хотя возможно это был и ТДТ-40, который был создан и выпущен вслед за КТ-12 (внешне они очень похожи). Именно по их оригинальному виду среди лесорубов тракторы получили знаменитое прозвище – «котик». И так, рассмотрим трелевочный трактор КТ-12 подробней.

По своему характеру трелевочные тракторы смело можно отнести к седельным тягачам. Понятно, что для масштабной заготовки леса необходимы были промышленные тракторы, специализированные именно на заготовку древесины, что в настоящее время мы с вами и можем наблюдать. Но как же они появились на свет?

Читать еще:  МТЗ-622: технические характеристики

До 40-х годов прошлого века, лесозаготовку вели преимущественно при помощи лошадок. Нередко пытались использовать технику и общего назначения, и даже автомобили, но успех данная техника не приносила. Захламленность леса в некоторых регионах, заболоченность и многочисленные осадки дождей и снегопадов требовали для лесной отрасли кардинальных перемен в отношении тракторостроения специального назначения (спецназ ). Кроме этого, «мощей» для трелевки крупного леса у техники общего назначения не хватало. Это в европейской и центральной части страны лес посильный для подобной техники, а крупномерный лес Урала, Сибири и дальневосточного региона требовал более сильной и мощной техники, а также и более маневренной. Наверняка из моих читателей найдутся те лесорубы, кто заготовлял лес с помощью сельхозтракторов. Вспомнил белорус – отлично справляется с трелевкой некрупного леса: быстрый и мобильный. Но с крупным лесом – беда, рвется на дыбах, и много хлыстов не зацепишь. Рвет у них и цапфу при наезде на пни во время маневрирования. Дт-75 имеет низкую посадку и днищем садится на пни, которые не везде заподлицо срежешь. Что и говорить, но специализированная техника, на то и специализированая, чтобы справляться со своим назначением, а не с «чужими обязанностями».

Разработка и создание специализированной техники началось в нашей стране сразу после военных лет. Конструкторы изменили компоновку в создании трелевочного трактора в отличие от традиционной конструкции «общих» тракторов, у которых, как мы знаем, весь передок занят под двигатель, а водительская кабина располагается в самой « жопе ». В разработке «трелюхи» кабину устроили в передней части рамы, рядом с «движком». Это расположение позволило трактористу иметь лучший обзор при движении техники, рабочее же оборудование «забросили» за кабину. Во избежание «травмирования» трактора от пней и валежника, днище сделали сплошным и закрытым. Ходовая часть стала отличаться своей ширококолейностью, для поперечной устойчивости техники. Повышенная проходимость трактора и маневренность обуславливалась мелким звеном гусянки, с большим количеством траков.

Так вот и появился первый отечественный трелевочный трактор КТ-12 (Кировский Трактор), который стал выпускаться в стране серийно. Внешний вид и расположение всех основных узлов имеют сегодня его «потомки» –современные трелевочные тракторы, отличаясь лишь незначительно. КТ-12 имеет двуместную кабину, которая располагается рядом с двигателем на передней части рамы. Кабина деревянная, на металлическом каркасе (такую же имеет и ТДТ-40). За кабиной располагалась реверсивная лебедка, коник с роликами, а также откидной щит для погрузки хлыстов. Размеры трактора следующие: 4505 х 1850 х 2415 мм, масса – 6 тонн. Также имелись 4 катка с каждой стороны, рычаги и балансиры. Коробка трактора имела 5 скоростей без синхронизатора, кардан, сцепление, тормозной механизм на главной и бортовых передачах. Очень оригинальный газогенератор был установлен на трактор справа за кабиной, который работал на твердом топливе (позже установили другой)! Запуск движка производился не только вручную с помощью «понужала», но и с помощью стартера. После смены газогенератора электрооборудование стало 12 вольтовым (2 аккумулятора по 6 вольт), освещение переднего пути осуществлялось при помощи 2 фар, сзади – 2 фары и 1 в кабине. Максимальная скорость, которую развивал «пустой» трактор – 12,3 км/час. Модель трактора была одобрена и награждена многими высокими правительственными наградами.

Конечно, вряд ли кто помнит трактор КТ-12, но «сороковку» ТДТ-40 помнят многие старожилы лесозаготовок. Именно его называют «котик» и «сороковка» среди лесорубов, а наше и более молодое поколение «котиками» прозывают ТДТ-55, которая стала самой успешной моделью в тракторостроении среди специализированной техники леспрома. Мы занимали ведущее место среди лесной спецтехники, но после 55-пяток мы реально « обосрались » и ничего выдающегося на сегодняшний день не имеем. Конечно, создали новые «сотки», но зарубежные аналоги превосходят наши. Так мы в большинстве случаев и работаем на наших добрых советских развалившихся «котиках». А как все успешно и достойно начиналось…

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: