Особенности тракторов Т4
Особенности тракторов Т4
В советское время владельцы огромных полей приобретали тракторы, который выполнял самые тяжелые работы. В продаже до сих пор вы можете купить тракторы, которые уже не выпускаются.
В данной статье мы рассмотрим трактор Т 4. Это мощная машина, которая изготавливалась в Советском Союзе в 1964-1970 гг. на Алтайском тракторном заводе. При этом в разные годы техника была модернизирована.
Особенности тракторов Т4
В Советском Союзе выпускалось много разной техники, в том числе и гусеничные тракторы. Алтаец Т4 относится именно к такому виду машин. Он очень мощный, надежный, на нем с легкостью можно было обрабатывать целину и даже мерзлую землю. При этом чуть позже стал выпускаться трактор Т 4 А — более мощный (130 лошадиных сил) и с шестицилиндровым двигателем, который также в основном использовался в пахотных работах.
Данный трактор очень хорошо себя проявил именно в сельскохозяйственных работах, а именно в обработке больших полей, перекапывании целины, глубокой вспашке, перевозке грузов. При этом потребители отмечали, кто лучше всего техника проявила себя именно в качестве бульдозера и во вспахивании очень мерзлой земли.
Все в тракторе прекрасно — двигатель, основные узлы, сборка, внешний вид, характеристики. Но есть у него и один существенный недостаток — это неудачная подвеска. Малейшие неровности земли техника очень сильно «чувствовала».
Есть парочка и других минусов — низкая скорость (всего 9 километров в час) и слабая гусеничная система. Из-за того, что «гусеница» часто выходила из строя, тракторы могли просто простаивать без работы.
Устройство трактора
В годы, когда выпускался трактор, а это далекие 1964-1970-е гг., не было передовых технологий и современных материалов. Следовательно, его устройство очень простое.
- Мотор. Четырехцилиндровый мотор, работающий на дизеле, был огромных размеров и имел мощность в 90 лошадиных сил. Охлаждение — водяное.
- Ходовая часть. Как уже говорилось выше, гусеничная система была слабым местом этой техники. Скорость маленькая, а сильная тряска при езде делала работу в полях достаточно проблематичной.
- Трансмиссия. Механическая коробка передач, у которой дополнительно имелся реверс-редуктор. Имелись 8 передач вперед и 4 назад.
- Электроника имела мощность в 12 вольт, чего вполне хватало для освещения, сигнализации и предпускового обогревателя.
- Навесное оборудование. На лонжероны рам приваривалась специальная система, к которой и крепилось навесное оборудование, как, например, бульдозерные отвалы, плуг, снегопах, и другие.
Хочется отметить один момент. Сегодня многие владельцы такой техники переделывают ее, а именно гусеничную систему меняют на колесную. Трактор на колесах более маневренный и легкоуправляемый. К тому же решается проблема сильной тряски.
Как видно, технические характеристики внушают доверие. Конечно, в те времена техника была достаточно примитивна и проста, но при этом со своими прямыми обязанностями она справлялась на отлично. Более того, техника легко ремонтировалась и служила долгими десятилетиями. Более того, сегодня до сих пор в продаже можно найти бу тракторы алтайского производства.
Гусеничный «Алтаец» Т-4: характеристики, недостатки
Ответом на проблемы при освоении сложных для обработки земель, стал трактор Т-4. Серийное производство было налажено в 1965 году на Алтайском тракторном заводе.
Машина относилась к тяговому классу 4 т и, ввиду относительно высокой стоимости, не стала массовой. Несколько раз трактор модифицировали и выпускали на протяжении сорока с лишним лет.
Последние экземпляры произведены в 1998 году. Из-за ряда проблем оценить, сколько было выпущено экземпляров популярной техники, пока не представляется возможным.
Двигатель
Успехом выпускаемого на АТЗ гусеничного трактора, стал силовой агрегат. Отказавшись от традиционных четырёхцилиндровых двигателей, конструкторы предпочли рядный шестицилиндровый мотор, работавший на солярке.
Первая версия, получившая заводскую маркировку А-01МСИ-1, в процессе производства претерпела ряд изменений, коснувшихся эксплуатационных качеств.
Дальнейшие модификации получили, соответственно, маркировку А-01МРСИ-1 и А-01МКСИ-1. Но основные параметры агрегатов остались на прежнем уровне:
- Мощность, на моторах ранних годов выпуска достигавшая 110 л. с., впоследствии увеличена до 135 л. с. (99 кВт). Такие показатели изначально обеспечивали трактору Т-4 повышенную тяговооружённость, чем у других тракторов выпускавшихся в СССР в середине шестидесятых годов.
- Конструктивная масса – 1150 кг. Вес с учётом мощности двигателя, не становился препятствием для использования.
- Рабочий объём – 11,15 литра при диаметре цилиндров 130 мм и ходе поршней 140 мм.
Частота вращения коленвала (номинальная) составляет 1700 об/мин, а запас крутящего момента оценивается в 25%. Несмотря на мощность и размеры, агрегат демонстрирует низкий – 163 г/л. с. в час – расход топлива.
Лучший показатель среди тракторных двигателей такого класса, производившихся в СССР. Специалисты, которым доводилось эксплуатировать рядные шестицилиндровые двигатели, знают, что такие моторы с исключительно ровными тяговыми характеристиками и сбалансированы.
Единственным серьёзным недостатком считают повышенную шумность, требующая установки шумоизоляции.
Трансмиссия и подвеска
На машинах ранних годов выпуска имела 4 ступени для движения вперёд и столько же – назад. Четырёх передач оказалось недостаточно и позже устаревшую КПП заменили агрегатом с 8 ступенями переднего и 4 – заднего хода, обеспечивающая плавный разгон.
Максимальная скорость – 9,17 км/час – оказалась скромной. По этому параметру Т-4 уступает другим гусеничным тракторам, производившимся одновременно с ним в нашей стране.
Но низкая скорость компенсируется высоким коэффициентом тяги. В конструкции полужёсткой подвески применены технические решения, аналогичные решениям, использованным на тракторах Т-100м и Т-130.
В задней части гусеничные тележки связаны жёстко закреплённой осью. В задней – опираются на поперечную рессору.
С учётом дорожного просвета в 380 мм, система подвеса гусеничных тележек обеспечивает проходимость.
Зависимый вал отбора мощности и развитая раздельно-агрегатная система позволяют устанавливать на трактор Т-4 навесное оборудование.
- Плуги с пятью корпусами.
- Агрегаты для сплошного культивирования и бороны.
- Однозубые рыхлители.
- Косилки и сеялки.
- Навесные корчеватели.
Массогабаритные характеристики
Масса в ранних модификациях составляет 7700 кг, а в поздних – 9000 кг. Благодаря ширине башмаков гусениц в 420 мм, давление на грунт у машин последних модификаций, не превышает 0, 47 кг на квадратный сантиметр.
На приемлемом уровне и габариты. При длине 4445 мм Т-4 имеет ширину 1962 мм и высоту 2585 мм. Суммировав отзывы кому доводилось эксплуатировать модификации популярной модели, получим картину достоинств и недостатков трактора.
Достоинства
Положительные качества:
- Проходимость, обеспечиваемая тяговыми характеристиками двигателя, конструкцией подвески и подбором передаточных чисел коробки передач.
- Мощная отопительная система, позволяющая эксплуатировать технику даже в сильные морозы.
- Обзор и герметичность кабины на машинах последних годов выпуска.
- Ресурс дополняемый доступностью запасных частей. Ведь выпуск модели продолжался до 1988 года, а двигатели семейства А-01 производятся и сегодня.
Недостатки
- Малый запас прочности штатных гусениц.
- Низкий ресурс и трудность замены фрикционных лент.
Трактор Т-4 сложнее в обслуживании других тракторов, производившихся одновременно с ним в СССР. Но это ещё не повод отказываться от использования зарекомендовавшей себя машины, которую ещё встречают в хозяйствах.
Мы продолжаем цикл статей о тракторах. Если вас интересует эта тема, читайте дальше, и вы узнаете много нового. Какими преимуществами обладает трактор Т-25? Как устроена на Т-40 коробка передач?
Трактор Т-4. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации
Содержание
История появления
Трактор Т-4 — это разработка АТЗ — Алтайского тракторного завода. Данная модель производилась с 1964 по 1970 год и завоевала большую популярность среди фермеров. У модели есть как преимущества, так и недостатки, которые компенсируются его широкими функциональными характеристиками и сферой применения.
Сейчас купить трактор Т-4 можно лишь в подержанном состоянии, новые модели давно не сходят с конвейера. Стоимость Т-4 в Украине колеблется от 35 до 50 тысяч гривен в зависимости от состояния. Купить «Алтаец» в России можно за 150-250 тысяч рублей. Внешний дизайн Т-4 немного напоминает белорусский трелевочник «Онежец», однако функционал двух машин отличается.
Назначение трактора Т-4
В настоящее время, как и ранее, гусеничный трактор «Алтаец» преимущественно используется как бульдозер, основными направлениями его работы является вспашка, сбор сельскохозяйственных культур, землеройные, посевные работы, плантажные операции.
Бульдозер за счет своего большого веса и высокой мощности может обработать даже мерзлую землю. Выполнять все эти действия Т-4 помогает не только вес, но и различное навесное оборудование. Трактор также агрегатируется с полунавесными орудиями.
Модельный ряд и модификации Т-4
Оригинальный Т-4 выпускался АТЗ только до 1970 года. В дальнейшем мир увидели две распространенные модификации техники, а именно:
- Т-4А — выпускался с 1970 до 1998 года. Работает на шестицелиндровом двигателе марки Д130. Отличается высокой производительностью и ходовыми качествами. Основное назначение данной машины, по-прежнему, пахотное;
- Т-4АП — имеет дизельный двигатель, гидроцилиндры и шарниры, есть возможность установки отвала в передней части корпуса устройства.
Сейчас на рынке сельхозтехники можно легко отыскать обе модели в подержанном состоянии, с разными пробегами, но лидирует всё же флагманская модель Т-4.
Технические характеристики
Т-4 отличается характерными техническими особенностями, например, полужесткая подвеска и низкая максимальная скорость (около 9 км/час) обусловливают определенный режим работы, к которому необходимо привыкнуть. Функционал гусениц на некоторых моделях, судя по отзывам с фермерских форумов, является слабым местом данной техники.
Сильной стороной модели и по сей день считается мощный двигатель и способность работать на абсолютно любой почве.
Вес и габариты устройства
- Вес трактора Т-4 составляет 7750 кг. При этом тяговое усилие составляет 4000 кг/с.
- Вес модификаций: Т-4А (8145 кг.), Т-4АП (9000 кг.).
- Габаритные размеры Т-4: 4684 х 1952 х 2545 мм.
- Клиренс 34 см.
- Длина продольной базы 2552 мм.
Тип двигателя, тип привода
Трактор Т-4 оснащен четырехцилиндровым дизельным двигателем мощностью 95,6 лошадиных сил (130 кВт). Марка двигателя А-01М. Тип охлаждения — жидкостный.
Для того, чтобы завести данную технику на устройство был установлен меньший бензиновый двигатель на 10 л.с. Он запускается с водительского места активацией электростартера либо приведением в движение шнура маховика вручную.
В зимнее время запуску двигателя помогает декомпрессор. Вместимость топливного бака — 32 литра.
Рекомендуемое топливо для двигателя дизельное, по ГОСТ 305-73. Топливо для пускового бензинового двигателя: смесь автомобильного бензина 72 и 76 (ГОСТ 2084-77) с маслом моторным дизельным (соотношение 20:1). Удельный расход топлива — 251 г/кВт/час.
Коробка передач трактора Т-4, трансмиссия и ходовая часть
Полужесткая подвеска позволяет трактору развивать максимальную скорость 9 км/час. Отличительные особенности:
- присутствует тряска при езде;
- заднее расположение ведущей шестерни;
- крепление блока гусеничной тележки производится на неподвижную ось.
Подобная система креплений позволяет использовать такое навесное оборудование фронтального типа, как отвал, выравниватель почвы, снегопах.
КПП у Т-4 механическая, оснащена реверс-редуктором. Тип шестерен в редукторе и КПП — цилиндрические, с прямыми зубьями. Трактор Т-4 работает на 8 передних и 4 задних передачах. Тормозная система ленточного типа.
Кабина
Гусеничный трактор Т-4 оснащен кабиной на два места. В кабине установлен обогреватель, система вентиляции. Расположение кабины — на амортизаторах. Сиденье с пружинами, основная функция которых — подавление тряски при езде. Кабина герметичного типа, пыленепроницаемая, с хорошим обзором за счет широкого лобового стекла. На боковых частях кабины расположены ручки для удобства запрыгивания оператора в машину.
Управление трактором
Трактор управляется с помощью пускового двигателя марки ПД-10У. Управление можно производить рычагом декомпрессора — дистанционно, с водительского места. Если аккумулятор разряжен, завести трактор можно вручную, приведя в движение шнур маховика. Перед водителем на специальной панели размещены топливные датчики, манометр, рычаг управления; в нижней части кабины располагаются тормозные педали.
Навесное оборудование
Навесное оборудование переднего типа крепления устанавливается на трактор Т-4 с помощью специальных пластин, зафиксированных на специальных участках рам. Пластины приварены с внешней стороны и предназначаются для установки бульдозерных отвалов, ковшей и других навесок.
Задняя навеска подразумевает крепление навесного оборудования по трехточечной и двухточечной схеме. Тип гидравлической системы — раздельно-агрегатный. ВОМ на устройстве — зависимого типа с отбором мощности от реверсивного редуктора КП. Благодаря широким возможностям крепления навесок, перечень орудий, с которыми может работать Т-4, огромен.
Основной перечень навесного оборудования для техники подобного типа и тягового класса это:
- плуг четырехкорпусный;
- борона дисковая;
- отвал бульдозерный;
- отвал снегоуборочный;
- сеялки любого типа;
- культивационная фреза;
- снегопах;
- щетка уборочная/коммунальная;
- навесной кран-манипулятор;
- вилы для сена;
- рассеиватели удобрений;
- картофелекопатели грохотные/вибрационные;
- сажалки картофеля промышленного типа.
При выборе навесного оборудования можно обратить внимание не только на навески производства Алтайского тракторного завода, но и на оборудование для тракторов гусеничного типа других производителей (тяговый класс четвертый, промышленное и полупрофессиональное применение).
Например, можно использовать большое количество навесного оборудования от тракторов ХТЗ и МТЗ (ХТЗ-201, МТЗ 2022, МТЗ-2103, Беларус 2022).
Особенности эксплуатации и обслуживания Т-4
Сроки выполнения технического обслуживания:
- во время обкатки (через 8 часов) — не выполняется, поскольку новые модели Т-4 не производятся;
- после обкатки (каждые 50 часов);
- далее каждые 125 моточасов.
При сезонном ТО (весна-лето/зима-осень) выполните такую проверку:
- уровень масла;
- работоспособность двигателя, тормозной системы, рулевой системы;
- следите, чтобы не было течи масла, топлива;
- по окончании работ всегда очищайте поверхность трактора и ключевых механизмов от остатков земли, песка, масляных пятен;
- помните, что при минусовой температуре воздуха отработку топлива из системы топливной очистки нужно сливать ежедневно, а при плюсовой температуре — раз в три рабочих смены.
При консервации трактора на зимнее/сезонное хранение выполняют следующие действия:
- слить охлаждающую жидкость;
- слить отстой топлива;
- все остальные жидкости (из резервуара стеклоочистителя, конденсат воздушного баллона);
- рычаги управления переместите на нейтраль;
- выключите батарею аккумулятора;
- под трактор установите подкладки (лежни), чтобы гусеничная часть не соприкасалась с землей.
Основные неисправности и их устранение
Основные неисправности трактора Т-4 и способы их устранения показаны в таблице 1.
Трактор Т 4 Алтаец
Трактор Т 4 – сельскохозяйственная машина на гусеничном ходу, выпускаемая Алтайским заводом тракторов. Агрегаты выпускались в промежутке 1964 и 1970 годов. Функциональное предназначение – глубокая вспашка грунта, сплошная культивация поля, посев культур и их уборка. На трактор Алтаец можно установить навесные, полунавесные, прицепные механизмы для проведения плантажной и землеройной работы на повышенной скорости.
На машине производятся работы на тяжелой почве, на целинной и залежной земле. При установке бульдозерного ковша, машина справляется с промерзшим грунтом. Обыкновенную пахоту пятикорпусным плугом бульдозер Т 4 осуществляет на скорости 5-7 км в час. Гусеничный ход агрегата имеет лучшую проходимость по тяжелым грунтам, чем у колесного аналога.
Т 4а – модернизированная версия т 4. Выпуск модели Т 4а производился в промежутке 1970 и 1998 годов. Эта модификация отлично работала в зимнее время при наличии большого количества выпавшего снега. Весной без проблем работала на переувлажненной почве.
Технические характеристики Т 4а
- Мощность двигателя составляет 130 л.с.
- Вращение коленвала осуществляется с частотой 1 700 вращений в минуту.
- Диаметр поршня в двигателе 13 см.
- Скорость езды трактора вперед 9,32 км в час, назад 6,1 км в час.
- Топливный бак вмещает 320 литров топливной жидкости.
- Габариты 4 650 х 1 952 х 2 840 мм.
- Минимальный радиус при повороте равен 170 см
- Показатель колесной базы 2 522 мм.
- Размер дорожного просвета 371 мм.
- Масса 8 тонн 145 кг.
- Гусеницами оказывается давление 0,5 кгс на см2 грунта.
Характеристики двигателя
Дизельный мотор А01М славится своим низким расходом топлива. Шестицилиндровые моторы А-01М поставлялись Алтайским Моторным Заводом. Для работы двигателя каждый час сжигается примерно 24 литра дизельного топлива. При полной заправке бака (320 литров),бульдозер т 4 сможет отработать несколько смен подряд без дополнительной заправки топливом.
Запускается основной двигатель А01М водителем при помощи пускового двухтактного двигателя ПД-10У. Модель ПД-10У сделана с рабочей мощностью 10 л.с., работает на бензине. Он запускается стартером, получающим питание от аккумулятора. В зимнюю пору двигатель заводится при помощи декомпрессора, действие которого начинается при воздействии специального рычага.
Кабина водителя
Кабину крепят на каркас трактора на специальную амортизационную систему. Несущие элементы кабины отлиты из металла. Внутри предусмотрено по одному сидячему месту для водителя и для вспомогательного работника. Водительское кресло подвергается регулировке по высоте для удобного расположения водителя.
Чтобы водитель работал в комфортных условиях, встроены системы вентиляции и отопления, которые можно включать в зависимости от погодных условий. Водитель имеет отличный обзор с каждой стороны комбайна – на каждой стене предусмотрены окна.
Топливо
Трактор Алтаец использует 24 литра дизельного горючего при проведении работ в течение 1 часа. Чтобы он мог трудиться от 1 до 3 смен подряд, конструкторы поставили 320 литровый бак для хранения топлива.
Устройство
Трактор Т 4 имеет раму, сваренную из двух лонжеронов. Лонжероны соединяются при помощи бруса. Двигатель, элементы системы охлаждения, смазочную систему установили в передний отсек полужесткой рамы.
Гусеничную тележку крепят жестко, без зазоров и запаса хода. Ведущую шестеренку расположили в заднем отсеке. Именно такое исполнение конструкции облегчает использование бульдозерного отвала и дает Т 4а работать, как тягачу.
Установлена двенадцатиступенчатая трансмиссия механического переключения. Разделение скоростей выглядит так: 8 скоростей – ход вперед, 4 скорости – ход назад. Чтобы переключать скорости и передачи встроены шестерни конического вида. Торможением агрегата занимается ленточный тормозной механизм.
Дополнительная комплектация
Фронтальные, навесные механизмы крепят на лонжероны на внешней части рамы. Механизмы прицепного типа подсоединяются к трёхточечной соединительной схеме. Работой подключенного оборудования руководит отдельная система гидравлики.
К агрегату можно подсоединить такие механизмы:
- Плуги различной формы;
- Пятикорпусный плуг;
- Культивирующие приспособления;
- Боронировочные механизмы;
- Бесповоротные отвалы;
- Однозубые рыхлительные механизмы;
- Сеялки;
- Корчеватели;
- Косилки.
Достоинства, недостатки
Заметным плюсом является то, что управлять, ремонтировать или менять навесной механизм на другой может один человек. На данный момент нет проблем с приобретением запасных деталей на агрегат, хотя он не выпускается уже давно. Если оригинальные запчасти сняли с производства, ее можно поменять на аналогичную запчасть другого производителя.
Недоработку конструкторов сводят к неправильному месторасположению приводной шестеренки. Трактор Алтаец медлительный, его производительность на большой площади не самая высокая. Кабина не имеет звуковой изоляции, а во время проведения работы возникает дребезжание. Один из ненадежных узлов – фрикционная лента, она быстро приходит в негодность, требует частую замену. Для замены ленты требуется демонтаж бака с топливом, а это удлиняет срок ремонта.
Аналог, цены
Технические характеристики Т 4а проигрывают конкурентам – он фактически слабее, чем трактора Т-150 и ДТ-75. В это же время, он мощнее, чем трактора С-100 или Т-130.
При предварительной договоренности приобретения агрегата, просите у продавца фото трактора Т4. Визуально Вы сможете оценить его общее состояние.
Подержанный Т 4 можно приобрести в среднем за 2…4 тысячи долларов.
Отзывы
Михаил из Краснодара отзывается о своем подопечном:
Меня очень устраивают его технические возможности при вспашке поля. Каждый год в октябре ставлю плоскорез на лонжерон и обрабатываю почву. Единственный минус при работе на влажной земле, немного забивается ходовая, но это не критично.
В целом поставил бы трудовой лошадке 8 баллов из 10.
Т 4 – легендарный советский труженик Целины.