2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трактор Т-16 (Шассик) — технические характеристики, особенности

Трактор Т-16 («Шассик»): устройство и технические характеристики

Самоходный агрегат, известен многим как «шассик», является самым популярным отечественным трактором для использования как в частной, так и коммунальной сфере. Трактор Т 16 впервые был выпущен в 1961 году Харьковским тракторным заводом и был самым раскупаемым на протяжении шести лет, благодаря высокой мощности работы и универсальности.

Трактор Шассик – это модернизация известного ДСШ-14, но в более новой модели используется мощный двигатель, шины низкого давления, навесная гидросистема и выносные цилиндры.

Как и трактор мтз 82, шассик до сих пор пользуется высокой популярностью. Особенно актуальный он в сельской местности, где нужны приусадебные и заготовительные работы.

Особенности моделей Т 16

  • Высокая проходимость на любых типах грунта
  • Универсальность и устойчивость
  • Маневренность
  • Доступная стоимость.

Чтобы подробнее узнать о модели Т 16, можно просмотреть фото и видео о нем.

Устройство трактора Т 16

Шассик выглядит довольно необычно из-за расположения кузова. Место водителя является комфортным, благодаря мягкому сидению и проработанной системе управления. На трактор Т 16 устанавливали также специальный каркас, который защищал водителя от травм. В поздних версиях агрегата он был заменен на прочную кабину, которую можно легко снять.

Отличие трактора Т 16 от других агрегатов состоит в его заднем расположении трансмиссии и двигателя. При этом навесные агрегаты крепились на передней части трактора. Данная конструкция позволяет производить более легкий обзор междурядий и дополнительного оборудование, которое крепится к трактору. Задние колеса являются большими и к ним смещен центр тяжести.

Для управления используются специальные рычаги и педали. Также предусмотрена механическая ступенчатая трансмиссия.

Благодаря универсальной сцепке на тракторе можно использовать любое навесное оборудование. Это превращает шассик в качественный универсал, который готов к любым работам. Навеска находится спереди трактора, и на нее можно цеплять мотопилы, сенокосилки, грузовые платформы, щетки и другие устройства. Также оснащался агрегат куном. Таким образом, трактор Т 16 легко работает, как погрузчик, вездеход, косилка и т.д.

Благодаря простой конструкции и доступности всех элементов, регулировка клапанов и полноценный ремонт шассика осуществляется своими руками. Запчасти находятся в свободной продаже, поэтому доступны каждому потребителю.

Технические характеристики трактора Т 16

Шассик является очень легкой и практичной моделью, которая имеет компактные габариты и мощный мотор. Благодаря продуманной конструкции и качественным деталям, трактор имеет достаточно продолжительный ресурс.

Основные технические характеристики:

  • габариты: 3820х2000х2600 мм;
  • вес: 1685 кг;
  • мощность двигателя: 16 л. с;
  • стартер – электрический;
  • расход топлива: 274 г/кВт*ч;
  • КПП – механическая трансмиссия, коробка передач является четырехступенчатой;
  • Максимальная скорость – 16 км/ч.

Преимуществом трактора является проработанная гидравлика и качественное рулевое управление. Это отмечают и отзывы владельцев, в которых положительно оценивается и универсальность трактора.

Вместе с этим существует проблема в работе трактора при температурах ниже -10 градусов. Так как на моторе не предусмотрено предпускового обогревателя, завести его невозможно в холода.

Как завести трактор Т 16 ?

Чтобы завести шассик Т 16 следует придерживаться определенных инструкций:

  • в кабине устройства над аккумулятором находится кнопка тумблера массы, ее нужно нажать;
  • подключается электричество к оборудованию;
  • далее нужно поставить вверх рычаг декомпрессии;
  • проворачиваете ключ зажигания, после чего начинает работать стартер;
  • через 10-15 секунд нужно вернуть рычаг декомпрессии в исходное положение;
  • начинайте движение с помощью педали газа.

Некоторые умельцы заводят трактор Т 16 и зимой, для чего подогревают двигатель. Это позволяет работать в любых условиях не зависимо от погоды.

Трактор Т-16. Обзор, характеристики, особенности применения и эксплуатации

Содержание

История появления

Трактор Т-16 — это модель, производимая Харьковским тракторным заводом. Первая модель Т-16 сошла с конвейера в 1961 году. Выпуск трактора продолжался до 1967 года.

По сути, Т-16 представляет собой модернизированное, доработанное самоходное шасси ДСШ14. Именно эта модель предшествовала выпуску Т-16 и его выходу в массовое производство.

Отличительные особенности:

  • более усовершенствованный двигатель;
  • шины низкого давления;
  • выносные цилиндры;
  • гидросистема навесного типа.

Общее количество произведенных экземпляров Т-16, по официальным данным, составило 600 тысяч. В настоящее время эта модель трактора также довольно популярна, в особенности в селах, на заготовительных производствах (заготовка и сбор сена), а также для работ на приусадебных территориях.

Читать еще:  Трактор Нью Холланд - Модельный ряд и технические характеристики

Весомое преимущество трактора Т-16 перед аналогами, выпущенными в то же время — это универсальность, высокая маневренность и хорошая проходимость на любых почвах, в том числе на почве с повышенным уровнем влажности.

Назначение :

  • сельскохозяйственные манипуляции (такие как опрыскивание культур антипаразитарными средствами);
  • работа в сочетании с культиваторами;
  • работа вместе с уборочными машинами;
  • грузовые операции (после выпуска в последующие годы трактор стал популярен именно благодаря его грузовым функциям);
  • модель, также называемая в кругах фермеров «шассик», использовалась в колхозах, совхозах, а затем — в частных и государственных фермерских хозяйствах;
  • благодаря навесному оборудованию, к агрегату возможно подключение циркулярной пилы, лебедки, генератора;
  • перевозка строительных материалов;
  • вывоз строительного мусора.

Модельный ряд

Во время массового производства трактора Т-16 ХТЗ не выпускал его модификаций, однако в 1967 году, когда выпуск Т-16 был прекращен, мир увидела более совершенная версия, модификация под названием Т-16М.

Характеристики Т-16М были улучшены по сравнению с базовой моделью. Например, машина получила двигатель на 25 лошадиных сил, новую маркировку. Функционал КПП также был улучшен. Дополнительно была установлена кабина с защитным каркасом, дверцы, тент от солнца. Минимальная скорость движения модификации составила 1,6 км/час.

Выпуск Т-16М длился включительно до 1955 года. Агрегат обрел высокую популярность, его активно использовали для коммунальных работ, асфальтоукладочных и сельскохозяйственных операций, причем, не только в Украине, но и в соседних государствах.

Еще одна доступная модификация — это Т-16-МГ, выпускалась с 1986 года. Оборудована улучшенным двигателем, мощность которого осталась той же — 25 л.с., однако сама конструкция была укреплена и модернизирована. Дополнительно присутствовали два ВОМа: синхронный и независимый.

Сейчас можно обнаружить трактор Т-16 в рабочем состоянии в селах, пгт и деревнях по всей России, кроме того, есть возможность купить трактор Т-16 в состоянии б/у. Цена такой техники колеблется в зависимости от общего состояния, в среднем подержанный экземпляр стоит от 45 до 95 тысяч гривен (120-180 тысяч рублей).

Технические характеристики

Технические характеристики трактора Т-16 сделали его любимцем многих поколений фермеров. Из конструктивных особенностей устройства особенно можно выделить заднее расположение мотора.

  • Тяговый класс 0,6.
  • Размеры шин ведущих колес — 9.50-32, направляющих — 6.50-16.
  • Грузоподъемность самосвальной платформы, расположенной в передней части кабины — 1000 кг.

Габаритные размеры и вес трактора Т-16

Габариты «Шассика» следующие: ДВШ — 3280/2600/2000 мм. Клиренс 56 мм., общий вес трактора 1685 кг. без навесных устройств.

Марка двигателя, его параметры

Т-16 оснащен двигателем Д-16. Двигатель дизельный, первоначальная мощность его составляла 16 л.с., однако на модификации 1967 года Т-16М был установлен похожий агрегат, но с повышенной мощностью — 25 л.с. Четырехтактный двигатель обладал воздушным охлаждением, имел заднее расположение, два цилиндра. Функцию запускающего устройства выполнял электростартер.

Двигатель Д-16 был оснащен газораспределителем, шатунным механизмом. Расход дизельного топлива в час составляет 272 г/кВт/час. Мотор снабжался топливным фильтром, фильтром тонкой очистки и пластинчатым фильтром для отсева всех возможных примесей и грубых частиц.

КПП трактора Т-16

  • Семиступенчатая КПП, механическая.
  • Минимальная скорость движения составляла 1,6 км/час, максимальная — 17,5 км/час.

Для трактора такой массы и функционала данный скоростной диапазон был оптимальным для использования на посевах культур, приусадебных территориях. Система торможения: ленточный тормоз.

Трансмиссия и ходовая часть

Сцепление фрикционного типа, однодисковое. Торможение осуществляется за счет ленточного тормоза. Особенности эксплуатации: устройство практически не применялось зимой, при низких температурах. Этому способствовали конструктивные особенности, например, расположение двигателя.

Устройство кабины

Кабина трактора Т-16 была весьма удобной. Основу её составлял каркас, на котором крепились ключевые элементы. Модификации следующих лет были усовершенствованы, и кабину оснастили крышей, дверцами, панелями со стеклами — так Т-16 стал полноценным трактором, удобным для эксплуатации. В летнее время часть конструкции можно было снять.

Каркас крепился на шасси трактора и защищал оператора от возможных повреждений при опрокидывании машины. Кроме того, он выполнял защитную функцию — оберегал оператора от выхлопных газов или дождя. Крыша кабины могла приподниматься. Присутствовали очистители стекол, щиток от солнца, крючок, на который можно повесить одежду.

Сиденье одноместное, регулируется под рост оператора, оборудовано подлокотниками и фиксированной спинкой.

Управление трактором Т-16

Процесс управления Т-16 производился нажатием на педали, крепившимися друг к другу с помощью наконечников и пальцев, а также рычагами управления, размещенным внутри кабины. Трансмиссия заднего расположения (как и двигатель).

Навесное оборудование

Расположение навесных орудий на Т-16: спереди.

ХТЗ выпускал для тракторов собственного производства огромный выбор навесок, среди которых можно выделить такие:

  • погрузчик;
  • сенокосилка;
  • опрыскиватель культур;
  • стогомет;
  • компрессорная станция;
  • лебедки различного типа;
  • отвал коммунальный;
  • тележка (прицеп).

Из навесных орудий сельскохозяйственного назначения Т-16 работал с:

Дополнительно использовалось и менее распространенное навесное оборудование, например:

  • мотопила;
  • щетка для уборки тротуаров;
  • грузовые платформы для погрузчиков.
Читать еще:  Ремонт бензопилы Хускварна 142 своими руками

Именно в сочетании с навесными устройствами трактор Т-16 стал таким популярным и незаменимым в фермерских, коммунальных хозяйствах и на стройплощадках. И хотя фактическая мощность устройства меньше некоторых современных минитракторов, применение данной машины всё еще позволяет автоматизировать труд фермера и облегчить управление крупными участками и дачами.

Правила эксплуатации и обслуживания

Правила безопасной эксплуатации трактора Т-16:

  • во время движения держите двери кабины закрытой;
  • высоту сиденья регулируйте соответственно росту оператора;
  • ремонт двигателя и разбор КПП производите только после того, как мотор остыл;
  • следите за уровнем давления охлаждающей жидкости;
  • контролируйте показатели дизельного топлива, уровня масла;
  • не курите вблизи работающего двигателя машины.

Правила обслуживания трактора Т-16:

  • как и любая техника подобного класса, Т-16 нуждается в периодической проверке состояния деталей устройства, скрепленных частей, навесок, КПП, данная проверка выполняется каждые 50, 100, 200 и более часов;
  • на время бездействия «законсервируйте» трактор, выполнив слив топлива и установив машину на хранение в сухом помещении;
  • при сложных условиях эксплуатации (высокий уровень влажности, высокая запыленность и т.д) может потребоваться внеплановый ТО, выполните его согласно инструкции по эксплуатации трактора;
  • все отработанные жидкости сдавайте в утилизацию;
  • избегайте течи масла и топлива, в особенности в жаркие летние дни — и масло, и дизельное топливо весьма горючи и легко воспламеняются.

Для новых моделей требуется обкатка для увеличения срока эксплуатации трактора, чтобы все детали притерлись и вошли в пазы. Данная процедура занимает около 6-8 часов, в течении которых трактор эксплуатируется на 50 % своей мощности. По завершению процедуры необходимо заменить моторное масло.

Для тракторов б/у обкатка не нужна.

По окончании сезона работы, трактор необходимо законсервировать. Его надо очистить, поставить его в сухое место, слить масло, отсоединить провода свечей зажигания и смазать детали чтобы не формировалась коррозия.

Возможные неисправности и их устранение

Возможные неисправности трактора, способы устранения

Трактор Т-16

Трактор Т-16 (тракторное самоходное шасси или «шассик») является детищем Харьковского тракторного завода. Выпуск модели начался в 1961-ом году и продолжался 6 лет. Т-16 является глубокой модернизацией самоходного шасси ДСШ-14. От предшественника модель отличается новым типом двигателя, шинами низкого давления, выносными цилиндрами и навесной гидросистемой. Создателями «шассика» выступили сотрудники харьковского СКБ.

За период производства завод изготовил около 600000 экземпляров «Т-16». Трактор и сейчас пользуется спросом в сельской местности, где его используют как универсальную машину для заготовительных и приусадебных работ. Главным достоинством техники является отличная проходимость, что очень важно при проведении рабочих операций на почвах повышенной влажности.

Изначально Т-16 предназначался для работы с пропашными культиваторами, уборочными машинами и опрыскивателями в сфере овощеводства. Однако впоследствии трактор куда большее распространение получил в качестве развозного грузовика, обладающего повышенной проходимостью. Удобен «шассик» был для сельских бригад малого состава. Здесь его использовали для привода механизмов строительства (циркулярных пил, генераторов, лебедок) и перевозки стройматериалов.

Видео

Для трактора выпускалось огромное количество сменного оборудования: малогабаритный погрузчик, сенокосилка, компрессорная станция, опрыскиватель, стогомёт и другие.

В 1967-ом году был освоен выпуск модели Т-16М, получившей 25-сильный двигатель, новое обозначение и улучшенную коробку передач. На трактор стали устанавливать каркасную кабину с дверьми и тентом. Производство Т-16М продолжалось до 1995-го года. Минимальная скорость модификации была понижена до 1,6 км/час благодаря установленному ходоуменьшителю. В дорожно-строительных, коммунальных работах и сельском хозяйстве «шассик» в итоге стал почти незаменимым.

Технические характеристики

  • Т-16 оснащался 16-сильным двигателем и разгонялся до 17,5 км/час.
  • Модель обладала сравнительно небольшими габаритами: длиной – 3820 мм, высотой – 2600 мм, шириной – 2000 мм.
  • Дорожный просвет у Т-16 равнялся 560 мм, масса – 1685 кг.

Двигатель трактора Т-16

«Шассик» получил дизельный двухцилиндровый мотор марки Д-16 (16 «лошадей») с воздушным охлаждением. Расположение двигателя у Т-16 было необычным – он находился сзади.

Норма расхода топлива для трактора Т-16

Удельный расход топлива у «шассика» составлял 272 г/кВт в час.

На агрегате «шассика» использовался предкамерный метод смесеобразования. При этом предкамера формировалась специальной вставкой, впрессованной в головку цилиндров, и полостью, расположенной в головке. Предкамера занимала до 35% объема камеры сгорания.

Сам мотор состоял из систем питания, пуска, охлаждения и смазки, кривошипно-шатунного механизма, а также механизма газораспределения.

Картер выступал в роли остова двигателя. К его передней части крепилась алюминиевая крышка шестерен, люк которых закрывала крышка с сапуном и горловиной. Сзади к картеру присоединялся кожух маховика со стартером, в нижней части располагались масляные фильтры. В картере также находился распределительный вал. В нижней части опоры коленчатого вала устанавливался масляный насос.

Мотор Т-16 имел топливный фильтр, пластинчато-щелевой фильтр и фильтр тонкой очистки.

Устройство

На «шассик» устанавливали жесткий каркас, облицованный различными элементами. В более поздних версиях он получил крышу, двери и панели со стеклами. Каркас защищал водителя от травм в случае опрокидывания шасси, укрывал от плохой погоды и выхлопных газов. Летом быстросъемные элементы с него можно было демонтировать. Сам он крепился на шасси в 6 местах посредством резиновых амортизаторов.

Читать еще:  Бункеровоз - Журнал про спецтехнику SPECTECHZONE. Обзоры спецтехники

Каркас был сварен из прямоугольных труб, соединенных болтами. Крыша каркаса для вентиляции могла фиксироваться в приподнятом положении. Внутри него также были установлены стеклоочистители, солнцезащитный щиток, зеркала и крючок для одежды.

Т-16 получил подрессоренное одноместное сиденье с регулировкой по росту и весу водителя. Настройка осуществлялась перестановкой чаши. Сиденья были дополнены подлокотниками и твердой спинкой. На левом крыле каркаса находился инструментальный ящик. Его техническое обслуживание особой трудности не представляло. Необходимо было регулярно очищать сиденья, иногда подкрашивать проблемные места и подтягивать болтовые соединения.

Навесное оборудование для Т-16 заслуживает дополнительного внимания. Благодаря нему трактор оказался настоящим универсалом, готовым к выполнению множества работ. Специализированная машина представляла собой лишь малофункциональный транспорт, но агрегирование с дополнительным оборудованием делало из нее эффективную технику.
Спереди «шассика» на раме находились места креплений, позволяющие устанавливать особые устройства, мотопилы, дорожные щетки, сенокосилки, погрузчики различных вариаций грузовую платформу и дополнительные агрегаты.
Управление Т-16 осуществлялось посредством педалей, соединенных через наконечники, пальцы и тяги с рычагами управления. У модели была механическая ступенчатая трансмиссия.

Главным отличием «шассика» от классических тракторов было заднее расположение трансмиссии и мотора и переднее расположение навесных орудий. Подобная конструкция обеспечивала отличный обзор междурядий и органов орудий с места водителя. Надежное покрытие с грунтом в Т-16 поддерживалось благодаря смещенному к задним колесам центру тяжести.

Трактор ХТЗ Т-16 — универсал с нестандартной компоновкой

Самоходное тракторное шасси марки Т-16 в обиходе больше известное под названием «шассик» — удачное во всех отношениях следствие глубокой модернизации базового трактора ДСШ-16. Главные отличия самоходного шасси от классической тракторной концепции — оригинальная конструкция.

  • Заднее размещение силового агрегата и трансмиссии увеличивает сцепление ведущих колес с грунтом. Установка навесного оборудования в передней части трактора упрощает визуальный контроль качества обработки междурядий и работы других навесных устройств.
  • Трактор, поставленный на поточное производство в 1961 году, отличается от базовой модели Т-14 более совершенным силовым агрегатом, применением широкопрофильных шин низкого давления и наличием универсальной бортовой гидросистемы.
  • При наличии должного ассортимента навесного оборудования Т-16 с одинаковым успехом может использоваться в технологиях междурядного выращивания высокорослых овощных культур в животноводстве и других отраслях сельского хозяйства.

Легкая и маневренная машина повышенной проходимости с лучшей стороны зарекомендовала себя в качестве малогабаритного транспортного средства. А также для приведения в действие наземных агрегатов с механическим приводом, типа измельчителей грубых кормов, электрогенераторов и циркульных пил.


Фото: трактор Т-16

За 6 лет с конвейера сошло более 600 тысяч несложных в обслуживании и экономичных в эксплуатации машин, пользующихся высоким спросом в сельскохозяйственной и промышленной сфере. Тракторы Т-16 до настоящего времени успешно трудятся в частных и фермерских хозяйствах.

Этому способствует широкий ассортимент фирменного навесного оборудования, ремонтопригодность всех систем, унификация запасных частей, доступность самостоятельного ремонта разных уровней сложности.

Из всего перечня навесок наибольший спрос на оборудование для обработки грунта, сенокосилки, погрузчики, опрыскиватели и фирменные кузова с гидравлической фронтальной или боковой разгрузкой.

Модификации Т-16

С 1967 года начато производство более современной машины, получившей известность под маркой Т-16М. Возможности этой версии расширены за счет более мощного двигателя и улучшенной коробки передач с демультипликатором-замедлителем.

Т-16М получил легкую съемную одноместную кабину с усиленным каркасом, более удобную рулевую колонку и доработанный плунжерный переключатель бортовой гидравлики. Доработка двигателя трактора модели Т-16 МГ позволила увеличить транспортную скорость машины до 40 км/ч, подключить к трансмиссии два независимых ВОМ и один синхронный.

В комплект бортовой раздельно-агрегатной гидравлики трактора входит производительный шестеренчатый насос, распределитель плунжерного типа, маслобак, два исполнительных гидроцилиндра и маслопроводы.


Фото: кабина ХТЗ-16

Технические характеристики

Большим преимуществом самоходных шасси всех версий являются их габариты.

  • Базовый трактор Т-16 имеет размеры 3,82 х 2 х 2,6 метра. Машина, вес которой 1,69 тонны, имеет высокий агротехнический просвет в 0,56 метра. Маневренность трактора в закрытых помещениях и небольших площадках обеспечивается небольшим радиусом разворота.
  • Дизельный двигатель машины двухцилиндровый марки Д-16. При мощности в 16 л.с, средний расход дизельного топлива 274 г/кВт в час считается достаточно экономичным. Этот параметр силового агрегата получен за счет предкамерного смесеобразования.

Особенность конструкции двигателя Д-16 — использование корпуса картера в качестве остова. Доступ к шестерням приводов обеспечивается через переднюю крышку с сапуном и заправочной горловиной.

Кожух маховика, электростартер, масляные фильтры расположены с противоположной стороны. В картере двигателя нашлось место для кулачкового распределительного вала и шестеренчатого насоса системы смазки.

Трансмиссия трактора — механическая. Крутящий момент передается на реверсированную четырехступенчатую коробку передач через сцепление постоянно-замкнутого типа, диапазон рабочих и транспортных скоростей варьируется от 3,74 до 16 км/ч. Для версии Т-16 М с ходоуменьшителем эти показатели составляют 1,6-23,3 км/ч.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector